Просмотр содержимого документа
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Подготовила воспитатель: Щелкунова А.Н .
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений .
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.
Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается ещё до поступления ребёнка в детский сад, в семейном кругу
Самообслуживание включает в себя следующее:
освоение навыков приема пищи;
одевание и раздевание;
гигиена тела и опрятность.
Начинать учить ребенка быть аккуратным и самостоятельным нужно с первых месяцев жизни.
Сначала главную роль в этом играет, безусловно, играет взрослый, но на протяжении роста и развития ребенка его роль существенно меняется.
Ребенку первых месяцев жизни для комфортного существования требуется быть сухим, чистым и сытым. Задача взрослого обеспечить ему всё это (не держать ребенка мокрым, давать сосать соску не менее 20 минут).
С третьего месяца жизни лицо, шею и руки по утрам обмывать водой комнатной температуры.
К четырем месяцам при кормлении из бутылочки , держать её на таком расстоянии, чтобы ребенок мог взять бутылочку, протянув руки.
К пяти месяцам приучайте ребенка кушать полугустую и густую пищу, учитывая следующие моменты:
- берите в ложку немного пищи (1/3 ложки без горки);
- кормите медленно, не торопитесь;
- не вкладывайте ложку в рот, если губы закрыты;
- называйте свои действия;
- вытирайте рот салфеткой.
К шести месяцам приучайте ребенка пить из чашки жидкую пищу. С того дня, как ребенок начал хорошо сидеть, начинайте приучать к горшку. Обязательно должна быть проведена предварительная работа :
- заранее покажите горшок;
- горшок должен быть сухим, чистым и теплым, подходить по размеру;
- не следует держать на горшке слишком долго (3-4 минуты);
- в случае положительного результата – похвалите ребенка.
Сигналом к высаживанию может быть беспокойное поведение малыша, затормаживание движений, мышечное напряжение.
- обязательно высаживайте перед сном, прогулкой, после сна (если проснулся сухой);
- не высаживайте на горшок, если ребенок уже мокрый;
- не высаживайте ночью, если малыш спит спокойно;
- если что-то беспокоит ребенка – поднять с горшка.
К семи месяцам мойте мылом руки перед едой и после пользования горшком.
К восьми месяцам слегка, придерживая чашку двумя руками, давайте ребенку пить.
К году приучайте ребенка самостоятельно кушать ложкой.
В год - год и три месяца ребенок проявляет интерес к самостоятельной еде ложкой. Главное не упустить этот момент, иначе в 2 года вы скажите; «»Ты уже большой и должен кушать сам.», а ребенок в ответ может отказываться, капризничать.
В 1г. 3 м. - 1г. 6м. ребенок активно «помогает» взрослому при одевании и раздевании: подает руку, чтобы надеть варежку, поднимает голову при надевании платка, шапки, подает свои вещи.
К двум годам побуждайте ребенка поднимать руки, когда одеваете платье, свитер; просовывать ноги в колготки, носки, которые придерживает взрослый. Учить малыша самостоятельно снимать некоторые предметы одежды, даже если он делает пока э то неумело.
Ребенок третьего года жизни – это существо, постоянно рвущееся к самостоятельности, но практически во всем зависит от взрослого. Для того, чтобы избежать проблем в период «Я сам» нужно предоставить как можно больше свободы ребенку, обучив его быть свободным от взрослого.
В этом возрасте малыши уже умеют:
- есть густую и жидкую пищу и пить из чашки;
- частично одеваться и раздеваться:
- расстегивать пуговицы, молнии, застежки;
- мыть руки, пользоваться полотенцем;
- проситься или показывать жестом, что хочет в туалет.
Важно помнить, что формирование любого из навыков требует серьезной подготовленной работы, использование косвенных приемов обучения.
Умение мыть руки и умываться:
игры с водой:
переливание воды из одной емкости в другую;
пускание уточек, корабликов, рыбок:
(Рыбки весело играют,
то от Вани отплывают,
то к Ванюше подплывают,
не поймать мне их в воде.)
Обучение.
При обучении умыванию и мытью рук учитывайте следующие моменты:
Удобно ли ребенку стоять у раковины;
Не велик ли кусок мыла для детских ладоней;
Комфортная ли температура воды;
Учитывайте желание и настроение ребенка.
Закрепляйте приобретенные навыки в дидактических играх с куклой (умывание куклы, купание ).
При обучении данному навыку не следует использовать стихи, потешки, а вот когда ребенок самостоятельно уже умывается (навык сформирован), данные художественные произведения сделают это занятие интереснее, приятнее (потешки «водичка - водичка», «тонет не тонет», ).