Урок по развитию речи. Е. Чарушин. Пересказ рассказа "Воробей"
Урок по развитию речи. Е. Чарушин. Пересказ рассказа "Воробей"
Тема: пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей».
Цель: Учить детей размышлять над содержанием произведения, уметь выражать свое отношение к прочитанному; развивать умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения, составлять пересказ прочитанного текста с опорой на иллюстрации, обогащать и активизировать словарь детей, развивать критическое и системное мышление, прививать любовь и чуткое отношение к птицам.
Оборудование: слайды, презентация об Е.Чарушине, иллюстрации к рассказу, эмблема по защите птиц.
Словарь: нахохленный, обжора, комод.
Ход занятия:
I.
1) Эмоциональный настрой: поприветствовать детей и гостей.
Какое время года наступило? Какое было? Будет?
2) Приглашение детей на прогулку на наш школьный двор (мысленно представить школьный двор)
? Что мы видим вокруг? (деревья, участок)
? Какое настроение у весны? (солнечное, радостное)
? Чьи голоса вы слышите? (птицы- скворцы, воробьи)
? Какие птицы к нам прилетели?
3) Показ слайдов №1: скворцы, грачи, галки (перелётные)
4) Какие птицы не улетают от нас - зимующие?
? Что же это за стайка собралась и весело чирикает? Показ слайда №2 (воробьи).
5) Кто догадался о ком мы сегодня будем говорить? Приглашаю вас на занятие по развитию речи, где будем учиться слушать, пересказывать, отвечать на вопросы, развивать свою речь
? Как называют детенышей у птиц? У воробьев? (воробьишки).
? Показ слайда № 3.
? Системный оператор (СО)
? Кто же это? Какой он? (маленький, пушистенький).
? Как же воробьишка оказался на земле?
? Что бы ты сделал, если бы встретил его?
Физкультминутка «Кто как кричит?»
II.
1) Сообщение темы. Познакомимся с рассказом Е. Чарушина «Воробей».
2) Показ портрета – слайд № 4 (как писатель и иллюстратор своих рассказов).
3) Чем отличается рассказ от сказки?
4) Чтение рассказа. Беседа:
? Какие чувства у вас вызвал рассказ?
? Как воробьишка попал к Никите?
? Хорошо ли было воробьишке у Никиты?
? Как заботился мальчик?
? Правильно ли воробьишка поступил, отпустив воробья на свободу?
? Что чувствовал Никита при расставании?
Физкультминутка «Зимующие и перелётные птицы»
III.
1) Повторение чтения с установкой на пересказ.
2) Распределение частей:
I. Встреча Никиты с воробьишкой.
II. Как жил воробей у Никиты?
III. Расставание друзей.
3) Пересказ по картинкам- схемам
Физкультминутка .
IV. Обобщение:
? в каком моменте вы волновались за воробьишку?
? Что вызвало улыбку?
? Какой поступок совершил Никита?
? Чему учит рассказ?
? Какие правила есть у природы?
? Показ слайда №5.
Эмпатия – шапочка воробья.
V. Если бы ты был птицей, что бы ты пожелал всем людям? Чтобы ты придумал, чтобы птенцы не вывались из гнезд?
Итог: подарить гостям и детям эмблему «Берегите птиц».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.