Просмотр содержимого документа
«Умственное воспитание дошкольников (Представление на конкурсе «Воспитатель го-да» – муниципальный этап) »
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 8 «Теремок»
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Представление на конкурсе «Воспитатель года» – муниципальный этап
Сапко Виктория Ивановна,
воспитатель
МБДОУ детский сад
комбинированного вида
№8 «Теремок»
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЭТО целенаправленная деятельность воспитателей:
по развитию умственных сил и мышления ребенка;
по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.
Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве:
от его психического развития в целом;
от богатств интересов ребенка;
от его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик.
ЦЕЛЬ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ дошкольников нельзя понимать упрощенно - как то:
чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем;
значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать речь;
формировать потребность получать новые знания;
овладевать умением мыслить.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ является философская теория познания реального мира
«ОТ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ К АБСТРАКТНОМУ МЫШЛЕНИЮ
И ОТ НЕГО К ПРАКТИКЕ»
Сапко Виктория Ивановна
Гарантом развития страны и ее будущего являются, в первую очередь, дети.
Дошкольные образовательные учреждения помогают родителям развить в ребенке индивидуальные способности.
Цель образовательной политики в сфере дошкольного образования—
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
В.В.Путин,
Президент Российской Федерации
Детство – это особый период в жизни любого человека. Именно в эти годы воспитывается любовь и бережное отношение к родному дому, родному языку, формируются представления о родном крае и окружающем мире.
В Краснодарском крае, как и в других регионах страны, ведется большая работа по поддержке и развитию дошкольного образования – строятся и открываются новые детские сады, внедряются передовые образовательные методики и технологии, постоянно обновляется материально-техническая база.
Государственная политика
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края А.Н. Ткачёв
Сапко Виктория Ивановна
Анкетирование
родителей
51%– занимаются вместе с детьми совместной деятельностью
Актуальность проблемы
63%–готовы к сотрудничеству
с дошкольным учреждением
72%– хотят больше узнать о способностях и возможностях своего ребенка в интеллектуальном развитии
Государственная политика
60%– считают, что педагог наиболее важный источник информации по воспитанию ребенка
Сапко Виктория Ивановна
Занимаются вместе с детьми совместной деятельностью
Готовы к сотрудничеству с дошкольным учреждением
Хотят больше узнать о способностях и возможностях своего ребенка в интеллектуальном развитии
Считают, что педагог наиболее важный источник информации по воспитанию ребенка
Сапко Виктория Ивановна
Задачи умственного воспитания
дошкольников:
Теория
и методика
Актуальность проблемы
I) Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;
2) Формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;
3) Формирование познавательных интересов и любознательности;
4) Приучение детей к умственному труду.
Государственная политика
Сапко Виктория Ивановна
СРЕДСТВА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ:
Теория
и методика
Актуальность проблемы
Средства умственного воспитания
ИГРА
ТРУД
КОНСТРУКТИВНАЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Государственная политика
ОБУЧЕНИЕ
СЕМЬЯ
Сапко Виктория Ивановна
ИГРА - практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше.
ИГРА
Но в процессе игры эти знания преобразуются, совершенствуются.
Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются.
Осуществляется переход знаний на новый уровень - СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИЙ
Сапко Виктория Ивановна
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
содержит огромные возможности для умственного воспитания детей.
Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу.
Он должен понять:
что нужно сделать,
зачем,
как это следует сделать,
проанализировать условия выполнения задания,
внимательно рассмотреть материал,
орудия труда,
оценить их свойства,
соответствие задач.
Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков.
ТРУД оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей.
ТРУД
Сапко Виктория Ивановна
КОНСТРУКТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В процессе КОНСТРУИРОВАНИЯ к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования:
целенаправленно воспринимать предмет,
видеть его части, их соотношения,
умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями
планировать деятельность и т. д.
КОНСТРУИРОВАНИЕ:
способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете,
развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.
Сапко Виктория Ивановна
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В Процессе ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий:
деление целого на части,
положение предмета в пространстве,
восприятие цвета и т. д.
Сапко Виктория Ивановна
ОБУЧЕНИЕ
Наиболее значительным средством умственного воспитания является ОБУЧЕНИЕ.
В процессе ОБУЧЕНИЯ у детей развивается:
мышление и речь,
формируются познавательные интересы.
Дети овладевают самой учебной деятельностью.
Сапко Виктория Ивановна
СЕМЪЯ
Да, родители сейчас все люди грамотные, с высшим образованием, но не умеющие строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности.
А ведь именно игра – является одной из ведущих деятельностей ребенка.
Сейчас дети перестают играть.
А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными.
Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Необходимо сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнера для игр.
ЗАДАЧИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.
2. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.
3. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
4. Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.
5. Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.
6. Помогать родителям, открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка и его умственного воспитания.
Сапко Виктория Ивановна
МОИ УВЛЕЧЕНИЯ
Сапко Виктория Ивановна
Сапко Виктория Ивановна
Теория
и методика
Актуальность проблемы
Средства умственного воспитания
Начало года
Конец года
Результативность
Государственная политика
Занимаются вместе с детьми совместной деятельностью
Готовы к сотрудничеству с дошкольным учреждением
Хотят больше узнать о способностях и возможностях своего ребенка в интеллектуальном развитии
Считают, что педагог наиболее важный источник информации по воспитанию ребенка
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 8 «Теремок»