Просмотр содержимого документа
«Триз в детском саду. Оператор РВС»
ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ.ОПЕРАТОР РВС.
Воспитатель ГБОУ Школа 117, д-о 3 «Карусель»
Г. А. Салихова
ТРИЗ–теория решения изобретательских задач, как технология, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20 века.
ТРИЗ в дошкольном детстве-
ВОЗМОЖНОСТЬ В ПЕРИОД
ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЖДОГО РЕБЕНКА
Оператор РВС:
Р - размер
В - время
С - стоимость
Цель:
Преодоление «инертности» мышления, расширение пространственно- временных представлений.
Развитие речи.
Развитие фантазии.
Сущность:
Введение оператора РВС позволяет преодолеть противоречия путем разделения свойств во времени и пространстве.
План действий:
Уменьшить(увеличить) размеры объекта от заданной величины. Как теперь решается задача?
Уменьшить(увеличить) время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины. Как теперь решается задача?
Мысленно снизить(повысить) стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины. Как теперь решается задача?
Результат:
С помощью оператора РВС можно получить несколько необычных направлений для решения, ходя иногда он дает неожиданные идеи.
Достоинства:
Организует активное мышление
Моделирует возможные изменения и дает представление о возможных принципах реализации рассматриваемой функции.
Недостатки:
Не содержит достаточно четких процедур решения задач.
Правила:
У каждого объекта несколько основных размеров. Не обязательно изменять все размеры.
После того как найдена новая идея, надо вернуться к исходным размерам и изменить эту идею так, чтобы она годилась и при нормальных размерах объекта.
Это же правило относится ко времени процесса (или скорости движения объекта), стоимости (допустимым затратам).
Оператор РВС резко меняет привычное представление об объекте. Он ведет к фантастическим, бредовым идеям – не надо их исключать.
Не спешите! Мысленные операции надо вести спокойно, приглядываясь ко всему новому и неожиданному.
Помните!
Оператор РВС – это своего рода психологическая подготовка, помогающая настроиться, уловить и принять неожиданные идеи. Это мысленный эксперимент, где все можно, а не практический, когда действуют неумолимые законы природы.
Примеры:
Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прикасаешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от предмета — рост (уменьшение) прекращается.
Что получится, если ты прикоснешься этой палочкой к колобку, гусенице, наперстку?..
2.Представь, что у тебя есть машина времени. Ты можешь путешествовать во времени в прошлое и будущее, можешь остановить время для всех окружающих, а сам действовать. Что бы ты стал делать, чтобы предотвратить аварии, катастрофы, предупредить людей от злых действий?
Что бы могла сделать Золушка, имея такую машину времени?
3.Представь, что ты попал вместе с друзьями на необитаемый остров, там ты нашел волшебный цветок (Цветик- семицветик), который может предоставить вам любые три предмета (какие ты пожелаешь). Что ты попросишь?