kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пальчиковая игра является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 «Золотой ключик» «Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи» Яхина Фатима Равильевна учитель-логопед МБДОУ Детский сад №12 «Золотой ключик» г..Салехард 2018 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Золотой ключик»

«Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Яхина Фатима Равильевна учитель-логопед МБДОУ

Детский сад №12 «Золотой ключик»

г..Салехард 2018 г.

«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.

Многие сознательные мамы знают о том, что пальчиковые игры полезны, потому что улучшают координацию мелких движений ребенка, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры способствуют более тесному контакту матери с ребенком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребенка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Тренировку пальцев рук уже можно начинать с потешек в возрасте 6-7 месяцев: мама делает массаж кисти рук и каждого пальчика ребенка, каждой его фаланги. Проводится разминание, поглаживание, сгибание и разгибание пальчиков ежедневно в течение 2-3 минут. Дети от года чаще воспринимают игры с одной рукой. После двух лет – с обеими руками. А после трех лет малыши могут развивать творческие способности, сами придумывая движения к ним.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками строго регламентированы по времени. Поэтому пальчиковые игры с применением Лего-конструктора мы проводим в вечернее время.

Чистая, правильная речь детей перед поступлением в школу - главный критерий в оценке уровня речевого развития дошкольников. Поэтому целью методической разработки является систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики, создание авторских инновационных технологий в решении данного вопроса, а так же сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

  Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев ». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.      Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.      Что такое мелкая моторика?      Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

  Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев ». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

     Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

     Что такое мелкая моторика?

     Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

  Цели : Укрепление здоровья детей; Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением речи; Создание комфортных условий для ребенка; Повышение интереса и мотивации к занятиям; Развивать мелкую моторику рук через лего-конструктор и пальчиковую гимнастику.  Задачи : --Воздействие на биологически активные точки организма; --Стимулирование речевых зон коры головного мозга: --Развивать речь детей , расширять словарный запас;  --Развивать конструктивные навыки и творческие способности; --Расширять кругозор детей; --Развивать психические способности с помощью лего– конструктора; --Развивать мелкую моторику рук.

 

Цели :

Укрепление здоровья детей;

Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением речи;

Создание комфортных условий для ребенка;

Повышение интереса и мотивации к занятиям;

Развивать мелкую моторику рук через лего-конструктор и пальчиковую гимнастику.

Задачи :

--Воздействие на биологически активные точки организма;

--Стимулирование речевых зон коры головного мозга:

--Развивать речь детей , расширять словарный запас; --Развивать конструктивные навыки и творческие способности;

--Расширять кругозор детей;

--Развивать психические способности с помощью лего– конструктора;

--Развивать мелкую моторику рук.

  Развитие мелкой моторики Пальчиковые игры   с речевым сопровождением   Инновационные технологии  с использованием  Лего - конструктора

 

Развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры

с речевым сопровождением

Инновационные технологии

с использованием

Лего - конструктора

Как уже было выше сказано, что развитие речи и мышления ребенка зависит от совершенствования его мелкой моторики. Ассортимент современных детских игрушек необычайно богат. Различные мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы разной сложности будут полезны как девочкам, так и мальчикам. Особой популярностью у детей и их родителей пользуется  Лего-конструктор. Вот, например, как можно его использовать в целях развития мелкой моторики малышей.

1. Внимательно рассмотрите детали конструктора: большие, средние и маленькие «кирпичики». Покажите, как они соединяются между собой. Постройте разноцветную пирамидку. Комментируйте свои действия и обязательно вовлекайте детей в игру. Пусть попробуют присоединить хотя бы один «кирпичик». Когда дети поймут принцип, по которому соединяются детали, можно будет построить маленький домик.

2. Не надо расстраиваться, если дети будут ломать созданные вами сооружения. Ведь в этот момент его пальчики активно работают, а следовательно, тренируется мелкая моторика рук. Вместе с малышом разбирайте башни, дома, мосты. После занятия складывайте в коробку раскиданные по полу детали.

3. Как правило, в наборе Лего бывают деревья, а если, деревьев нет , то можно их построить из конструктора Лего . Вместе с ребенком надо придумывать необыкновенную историю. Вначале расставьте деревья в произвольном порядке и расскажите про лес, в котором живут зайчик, лисичка и другие дикие животные и птицы. Пофантазируйте. Например, в лес пришла беда: подул сильный ураганный ветер, и все деревья упали. Где теперь будут жить звери? Давайте им поможем и из Лего соберём постройку.

Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения по совершенствованию мелкой моторики на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на использование традиционных технологий (пальчиковые игры с речевым сопровождением), и нетрадиционных авторских технологий с использованием Лего-конструктора.  Важная роль в коррекционной работе по развитию речи принадлежит традиционной пальчиковой гимнастике. Упражнения, созданные разными авторами, подобраны нами по лексическим темам согласно перспективному плану рабочей программы, изменены и адаптированы к уровню развития воспитанников.

Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения по совершенствованию мелкой моторики на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на использование традиционных технологий (пальчиковые игры с речевым сопровождением), и нетрадиционных авторских технологий с использованием Лего-конструктора. Важная роль в коррекционной работе по развитию речи принадлежит традиционной пальчиковой гимнастике. Упражнения, созданные разными авторами, подобраны нами по лексическим темам согласно перспективному плану рабочей программы, изменены и адаптированы к уровню развития воспитанников.

Игровой самомассаж с конструктором ЛЕГО

Слова

Действия

(Загибаем-разгибаем пальчики

1, 2, 3, 4, 5!                                  

на обеих руках одновременно)

В конструктор будем мы играть!      

В конструктор будем мы играть       

(Кулачки-ладошки ударяем

Своим ручкам помогать!                   

  друг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём  

(Выполняем действия

На руку левую кладём,                  

в соответствии с текстом, прокатывание конструктора

  между ладонями)

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

Сейчас руки поменяем,                 

  (Меняем положение рук прокатывание конструктора

Точно также покатаем.

  между ладонями ,левая рука сверху)

(Сжимаем конструктор в правой руке) 

В ручку правую возьмём                

(Имитируем игру на пианино

И сильней его сожмём!

правой рукой)

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.                

(Сильно сжимаем  в левой руке)

В ручку левую возьмём                    

И сильней его сожмём.

(Имитируем игру на пианино

правой рукой)

Руку быстро разжимаем,  

(Убираем  на край стола)

На "пианино" поиграем.                    

Мы конструктор убираем                  

 

 

Быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем,                    

 

Пальцы быстро загибаем.

(Загибаем пальцы на правой руке)

 

Раз, два, три, четыре, пять!                

 

На правой ручке посчитаем,

-(Загибаем пальцы на левой руке)

Пальцы быстро загибаем.

(Интенсивно трясём ладошки,

Раз, два, три, четыре, пять!              

продолжаем занятие)

Пальчики свои встряхнём,                  

Заниматься мы начнём!  

Раз, два, три четыре пять.  Вышли пальчики гулять,  Этот пальчик - гриб нашёл,  Этот пальчик - чистил стол,  Этот – резал,  Этот – ел,  А этот пальчик на нас смотрел .

Раз, два, три четыре пять. Вышли пальчики гулять, Этот пальчик - гриб нашёл, Этот пальчик - чистил стол, Этот – резал, Этот – ел,

А этот пальчик на нас смотрел .

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Ножки спинка и сиденье  Вот вам стул на удивленье

Ножки спинка и сиденье Вот вам стул на удивленье

У стола четыре ножки,  Сверху крышка, как ладошка.

У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка.

Пять пальцев на руке твоей,  Назвать по имени с умей,  Первый палец - боковой,  Называется - большой,  Палец, второй - указчик старательный,  Не зря называют, его- указательный,  Третий твой палец, как раз по середине,  Поэтому средний, дано ему имя,  Палец – четвёртый , зовут безымянный,  Не поворотливый он и упрям  Совсем как в семье, младший братец любимец,  По счёту , он пятый, зовётся мизинец.

Пять пальцев на руке твоей, Назвать по имени с умей, Первый палец - боковой, Называется - большой, Палец, второй - указчик старательный, Не зря называют, его- указательный, Третий твой палец, как раз по середине, Поэтому средний, дано ему имя, Палец – четвёртый , зовут безымянный, Не поворотливый он и упрям

Совсем как в семье, младший братец любимец, По счёту , он пятый, зовётся мизинец.

Дом стоит с трубой и крышей,  На балкон гулять я вышел.  Домик мой кирпичный  Очень симпатичный.

Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Домик мой кирпичный Очень симпатичный.

Я в руке - флажок держу  И ребятам им машу.

Я в руке - флажок держу И ребятам им машу.

У лошадки вьётся грива,  Бьёт копытами игриво.

У лошадки вьётся грива, Бьёт копытами игриво.

Вырос, высокий цветок на поляне,  Утром весенним раскрыл лепестки,  Всем лепесткам, красоту и питание,  Дружно, дают под землёй – корешки.

Вырос, высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки, Всем лепесткам, красоту и питание, Дружно, дают под землёй – корешки.

Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Зябнет осинка,  Дрожит на ветру,  Стынет на солнышке,  Мёрзнет в жару…  Дайте осинке  Пальто и ботинки:  Надо согреться  Бедной осинке.

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару… Дайте осинке Пальто и ботинки: Надо согреться Бедной осинке.

Раз, два, три, четыре, пят Мы пошли в лесок гулять.  Этот пальчик по дорожке,  Этот пальчик по тропинке,  Этот пальчик за грибами,  Этот пальчик за малинкой, Этот пальчик заблудился, Очень поздно возвратился.

Раз, два, три, четыре, пят

Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке, Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

У тропинке под рябиной  Сеть раскинул паучок,  Нить прозрачной паутины  Намотал на кулачок.

У тропинке под рябиной Сеть раскинул паучок, Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Лодочка плывет по речке,  Оставляя на воде колечки

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки

На двери весит замок,  Никто открыть его не смог,  Мы замочком постучали,  Мы замочком повертели,  Мы замочком потянули Мы замочком покрутили  И открыли.

На двери весит замок, Никто открыть его не смог, Мы замочком постучали, Мы замочком повертели, Мы замочком потянули

Мы замочком покрутили И открыли.

На закате дремлет пруд.  По воде круги плывут –  Это маленькие рыбки  Разыгрались там и тут.

На закате дремлет пруд. По воде круги плывут – Это маленькие рыбки Разыгрались там и тут.

Птички прилетели,  Крыльями помахали,  Сели посидели  И дальше полетели.

Птички прилетели, Крыльями помахали,

Сели посидели И дальше полетели.

У собачки острый носик,  Есть и шейка , есть и хвостик.

У собачки острый носик, Есть и шейка , есть и хвостик.

А у кошки ушки  Ушки на макушке,  Чтобы лучше слышать  Мышь в ее норушке.

А у кошки ушки Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке.

Серенький комок сидит  И бумажкой все шуршит.

Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит.

Петушок стоит весь яркий,  Гребешок он чистит лапкой.

Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.

Гусь стоит и все гогочет,  Ущипнуть тебя он хочет.

Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.

В зоопарке стоит слон.  Уши, хобот, серый он.  Головой своей кивает,  Будто в гости приглашает.

В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает.

Жук летит, жужжит, жужжит  И усами шевелит.

Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит.

Список используемой литературы: А.В. Никитина «33 лексические темы». Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения». Интернет ресурсы.

Список используемой литературы:

  • А.В. Никитина «33 лексические темы».
  • Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения».
  • Интернет ресурсы.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Яхина Фатима Равильевна

Дата: 15.04.2018

Номер свидетельства: 466266

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства