Просмотр содержимого документа
«ТОП 10 Актуальных вопросов к учителю-логопеду»
Рубрика«Учитель-логопедрекомендует»
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад Рябинка»
ТОП 10
АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
К УЧИТЕЛЮ-ЛОГОПЕДУ
Консультацию подготовила
Учитель-логопед:
Яковлева Светлана Александровна
г. Тихвин, 2025г.
Кто такой учитель-логопед?
Учитель-логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка.
Мы, учителя-логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте вашего ребёнка.
Когда ребенок должен начать говорить?
Примерно с шести - семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му-му».
К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается
около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» - это тоже слова!)
К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)
Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
Когда следует начинать занятия?
Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая
«когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками с 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.
Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.
Календарь посещения логопеда
Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
В возрасте 1 года - логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
В возрасте 2х лет - логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
В 3 года - логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
В 4 года - логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
В 5 лет - логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте.
Будьте внимательны к развитию вашего ребенка!
Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности.
Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.
По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.
Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.
«Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить».
Как себя вести?
Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что
вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.
Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3-х летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.
Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.
Обязательно отправляйтесь на консультацию
к неврологу и логопеду.
Могут ли родители самостоятельно исправить дефекты речи?
Здесь нельзя сказать однозначно, иногда бывает достаточно привлечь внимание ребёнка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. Если у ребёнка сильные проблемы с речью — по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Если в семье говорят на двух языках?
Речевое развитие билингва имеет свои особенности. Если в раннем детстве происходит стихийное столкновение с двумя языками, дети часто не овладевают ни одной языковой системой в совершенстве, а в речевом развитии ребенка возникают затруднения. Такие дети в среднем начинают говорить позже. Если в семье не выдерживается принцип «одно лицо – один язык», то дети не могут самостоятельно установить особенности употребления слов нового, неродного языка. Их словарный запас по каждому из языков в среднем меньше, чем у сверстников-монолингвов.
«Само пройдёт?» - могут ли дефекты речи устраниться самостоятельно.
Речь детей до 5-летнего возраста еще не полностью сформирована, а потому не лишена дефектов звукопроизношения. Эти речевые недостатки имеют под собой физиологическую (возрастную) основу: неподготовленность речевого аппарата, несформированность фонематического слуха.
Чтобы дифференцировать физиологическую дислалию от речевой патологии, учитель-логопед проводит всестороннее обследование устной речи ребёнка, выявляет дефекты и даёт им квалифицированную оценку.
Если ребёнок ходит на занятия к логопеду, нужно ли родителям заниматься с ребёнком дома?
Безусловно!
Учитель-логопед, родитель, ребёнок – это «золотой треугольник», в котором все стороны равны, каждая грань является несущей и главной. Каждому в нём отведена своя роль.