kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельности дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из опыта работы с дошкольниками. Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельности дошкольников»

Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью

Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.

Продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация и конструирование – на разных этапах дошкольного возраста тесно слиты с игрой. Так, на занятиях рисования, я часто с детьми разыгрываю тот или иной сюжет. Облетают осенние листья с деревьев, в зеленой травке ползет гусеница, а в небе летят перелетные птицы.

То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали многие педагоги и ученные: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать «..как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (И.Л. Божович). Зачем же отказываться от такой «волшебной палочки», как игровой прием в процессе обучения детей рисованию? Я в своей работе в предшкольном классе очень охотно применяю игровые приемы на всех занятиях. На первый взгляд кажется, что создать такие приемы несложно, но в действительности это требует определенных знаний и умений.

Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – по своему характеру, должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от «настоящей» свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.

Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например , я говорю детям: «Поможем белочке сделать запасы на зиму» или «Подумайте, на чем можно отправиться в космос?», «Построим кошке дом».

В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.

Однако необходимо помнить о том, что за постановкой игровой задачи непременно следует игровые действия. Так, чтобы отправиться в космос необходимо стать космонавтом, «построить» ракету, наметить свой маршрут, изобразив звезды и планеты, завести моторы, пристегнуться ремнями и т.п.

В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто». Внешнее выражение действий может быть представлено по - разному: моторным, практическим действием (машет руками , как птица крыльями); изобразительным действием (ритмичные движения кистью – мазки, изображающие листопад); звукоподражанием (я - шофер, я везу зерно.. би-би-би).

Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно- игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

При разработке игровых приемов необходимо думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемы надуманны, неестественны. Так, выглядит нелогичной и поэтому неоправданной ситуация, когда на занятие приходит кошка и приносит корзину с лентами, после рассматривания которых, дети их рисуют. Было бы правильнее, интереснее, если бы рисовать ленты предложили куклы, собираясь на праздник и надевая новые праздничные платья. Тогда детям были бы понятны просьбы нарисовать ленты разноцветные, немятые, ровные, как будто утюгом выглаженные.

Хорошее знание педагога содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Это требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. Например, ребята ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Педагог, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: «Ну, Женечка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках прокатиться нельзя». Удивленный и обрадованный «ожившему» рисунку малыш не только «подсыпал» снега, но нарисовал горку, дорожку и метель. Опытный педагог быстро обыграл детский рисунок, «прокатив» по горке зайца. Такая легкость и свобода педагога в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.

Кроме того, очень важно чтобы сам педагог эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувствах меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, т.е. необходима культура выражения чувств.

Педагогу следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества.

Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры,, я применяю на занятиях по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать при этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Людмила Николаевна Межова

Дата: 15.11.2021

Номер свидетельства: 591439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства