Просмотр содержимого документа
«Создание условий для раскрытия речевого потенциала ребенка дошкольника с помощью мнемотехники и икт»
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙДЛЯ РАСКРЫТИЯ РЕЧЕВОГО ПОТЕНЦИАЛАРЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКАС ПОМОЩЬЮ приемов МНЕМОТЕХНИКИ И ИКТ
ВоспитателЬ МБДОУ № 49 г.Апатиты
Смоликова К.В.
Задачи
Создать условия для формирования связной, последовательной, грамматически правильной речи, учить излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасномучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и оних усвоит на лету».К.Д.Ушинский
Мнемотехника
Система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехникапомогает решить задачи
-развивать связную речь у детей;
-обогащать словарный запас;
-составлять рассказы;
-пересказывать произведения художественной литературы;
-отгадывать и загадывать загадки;
- заучивать стихотворения;
- разучивать чистоговорки;
-автоматизация или дифференциация (проговаривания) звуков;
-развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления;
-увеличение объема памяти путём образования дополнительных ассоциаций;
-сокращение времени обучения;
-перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам (небольшие 4квадрата 2Х2), и позже — к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
У лисы
Под кустами
в лесу глухом
есть нора – надёжный дом.
ёж колючий
листьев кучу.
нагребает
до весны сосёт там лапу.
Спит
в берлоге косолапый,
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нём.
ИКТ позволяет
Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
Например: Пересказ художественного произведения.
К. Ушинский «Лекарство».
На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры («Составь рассказ», «Что сначала, что потом» и т.д.), которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Литература:
1. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
3. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
4. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
5. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
6. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
8. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
9. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.