Просмотр содержимого документа
«Современные технологии реализации индивидуально-дифференцированного подхода при обучении обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования»
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учитель-логопед МБОУСОШ №25
Тимченко Евгения Вячеславовна
Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, различных категорий является одним из ведущих дефектологических принципов.
Все разделы коррекционной педагогики как науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия) построены на определении тех условий воспитания и обучения, которые наиболее адекватно соотносятся с особенностями развития ребенка с ограниченными возможностями и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений в психофизическом развитии, при подготовке их к жизни, обучению и труду.
Выделяют два основных направления, определяющих содержание и формы индивидуального и дифференцированного подходов к воспитанию и обучению детей с ОВЗ:
психолого-педагогическое
клинико-физиологическое
Изучение закономерностей и особенностей развития детей с ОВЗ, зависящих от того или иного дефекта, является основой рационального построения лечебно-оздоровительных мероприятий и корригирующего учебно-воспитательного процесса в школе или дошкольном учреждении.
Основным направлением помощи детям с ЗПР является разносторонняя психолого-педагогическая коррекция, направленная на улучшение когнитивного развития и эмоционально-коммуникативной сферы. 1.Целенаправленное педагогическое воздействие в доступной игровой форме. 2.Индивидуальный подход к ребенку. 3.Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятии. 4.Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: Создание игровых ситуаций; дидактические и развивающие игры.
Цель коррекционно-развивающих занятий –повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, поскольку сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер.
З ачастую усвоение программного материала происходит на следующих уровнях:
I уровень - овладение содержанием программного материала (ребёнок запомнил, воспроизвел);
II уровень - понимание (ребёнок объяснил, прокомментировал);
III уровень - применение (по эталону, в схожей или измененной ситуации);
IV уровень - обобщение, систематизация (анализ - выделил части из целого; синтез - образовал новое целое);
V уровень - оценка (определил значение изученной информации, сделал выводы).
К каждому ребенку требования предъявляются с учетом его актуального уровня развития и зоны ближайшего развития, уровнем нейропсихологического развития (например, если одному ребенку достаточно словесной инструкции, то другой нуждается в сопроводительном показе, или иногда для конкретного ребенка заканчивается занятие раньше запланированного, если заметно, что ребенок сильно утомлен). На каждом уроке материал подбирается с учетом особенностей детей и распределяется так, чтобы постоянно была опора на все группы анализаторов и материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения с 2, 3 или 4 предметами, шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т. д.).
Компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить эффективность и мотивацию к учению. Компьютерные технологии позволяют мне создать благоприятные условия на различных этапах занятия. Использование современных развивающих игр, наглядности. Занятие становится более интересным для обучающихся; за счет этого повышается эффективность урока. Таких как « Работа над ошибками» разработанный на сайте «Мерсибо» задания по профилактике и коррекции нарушений письма и чтения у дошкольников и мл. школьников, материал который можно использовать в работе с обучающимия с ОВЗ.
Эффективные игры по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся с ОВЗ - это развивающие игры Воскобовича такие как: «Прозрачные квадраты», « Снеговик из слов» «Яблонька», это не только составление слов из букв, проговаривание каждого звуков, слогов, слов, развитие мелкой моторики, но и индивидуальный подход к занятиям позволяет поддерживать стойкий познавательный интерес у детей с ЗПР и повышает результативность коррекции.