Дефицит функций I (энергетического) блока: гиперактивность или гипоактивность,
снижение работоспособности, колебания внимания, трудности запоминания;
Отставание в развитии функций программирования и контроля и серийной
организации;
Отставание в развитии зрительно-пространственных функций;
Отставание в развитии зрительных и слуховых функций.
Как выявить дефицит функций I (энергетического) блока?
.
Основной метод – метод наблюдений.
Симптомы проявления у ребенка:
Гиперактивность;
Импульсивность;
Замедленность (гипоактивность);
Утомляемость;
Инертность;
Модально-неспецефические трудности памяти;
Дефицит фоновых компонентов движений: повышенное напряжение в руках, руки то
вялые, то напряженные, неловкая поза, большая амплитуда движений, действие
выполняется «всем телом»;
Эмоциональная лабильность
Диагностика эмоционально-волевой готовности:
1. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;
2. ТестКерна-Йерасика;
3. Тестовая беседа С. А. Банкова «Психосоциальная зрелость»;
4. Методика «Нарисуй домик» Н. И. Гуткина
Коррекция программирования и контроля, гиперактивности, гипоактивности всегда проводится у дошкольников в группе, индивидуальные занятия не подходят, так как на таких занятиях мы сами организуем контроль ребенка.
Примеры игр:
«Голова – ноги»
Задание1. Когда я скажу «голова», вы покажете голову. Когда я скажу «ноги», вы покажете ноги. После того как дети усвоили программу их надо запутать и давать следующие команды: «Голова, ноги, голова, ноги, голова, голова, ноги, ноги и т.д.
Задание 2. Выполнение задания наоборот. Когда я скажу «голова», вы показываете ноги, когда я скажу «ноги», вы показываете голову. Такое задание можно использовать и в качестве диагностики.
Задание на обучение инструкций: «Я скажу «один» - нарисуй палочку, скажу «два» - нарисуй точку».
Дискотека «Кто как хочет, так и танцует» - модификация игры «Море волнуется раз». Взрослый во время танцев дает команду «Раз, два, три морская фигура замри» и пока не скажу «Раз, два, три морская фигура отомри, никто не должен двигаться». Замирание от 15 до 30 секунд. Каждый день время увеличиваете.
Всем известная игра «Съедобное – несъедобное». Вариант с мячом для детей тяжелее, вариант с хлопками легче. Если говорят съедобное – то дети хлопают в ладоши, если несъедобное, то дети не хлопают.
Самооценка
Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший», и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.
Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых.
Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.
Считается, что также самооценка ребёнка становится к периоду обучения в школе устойчивой, но всё же она зависит от мнения и высказывания о нём взрослых – педагогов и родителей. Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Некорректные высказывания родителей о способностях или лучше сказать о неспособностях ребёнка, о его несостоятельности перед школой также способствуют понижению самооценки. Преодоление тревожности, повышение самооценки можно добиться посредством совместных усилий педагогов и родителей на пути продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми. Надо шаг за шагом показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен сделать, чтобы достичь больших успехов.
Коммуникативная готовность.
Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.
Общение с другими детьми важно для формирования способности кдецентрации– умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.
Коммуникативная культура ребенка проявляется в том, насколько сформированы нравственные представления у детей.В опроснике Репиной Т.А. и Маковийчука Ю.М.ребенку предлагается ряд вопросов, которые, с одной стороны, позволяют понять, насколько ребенок ориентирован на нормы морали. С другой стороны, отвечая на вопросы, ребенок начинает размышлять о том, что такое хорошо и плохо, как правильно вести себя в той или иной ситуации, что значит договариваться с детьми, справедливо относиться к другим.
Игры, способствующие развитию основных умений общаться можно найти вкнигах:
«Общение. Дети 5-7 лет». Н.В.Клюева, Ю.В. Филиппова;
«Психогимнастика» М.И. Чистякова;
«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа» Е.К. Лютова, Г.Б. Монина;
«Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов» И.А. Пазухина
Мотивационная готовность
Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Кроме отношения к учебному процессу для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, каквнеситуативно-личностное общение.Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:
- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
- учебно – познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятёрки»);
- позиционные мотивы , связанные с интересом к внешней школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);
- игровой мотив , неадекватно перенесённый в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»). (Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., 2001)
Подводя итоги анализа социально-личностной готовности ребенка к школе, обратимся к исследованиям некоторых ученых. Например Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков, представляют психологическую готовность к школе как структуру, состоящую из учебно–важных качеств. К ним относятся:
1) мотивы учения;
2) зрительный анализ;
3) способность принимать учебную задачу;
4) вводные навыки;
5) графические навыки;
6) произвольность регуляции деятельности;
7) обучаемость.
Во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. (Н.И. Гуткина )