kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-личностная готовность к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критерии определения готовности к школе. Коррекционные игры для развития личностной и волевой готовности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-личностная готовность к школе»

Социально-личностная готовность детей к школе.  Подготовила педагог-психолог МБДОУ №188 Нетеса Оксана Ивановна

Социально-личностная готовность детей к школе.

Подготовила педагог-психолог МБДОУ №188

Нетеса Оксана Ивановна

Личностная готовность к школе Мотивационная готовность Эмоционально- волевая готовность Самооценка Коммуникативная готовность

Личностная готовность

к школе

Мотивационная готовность

Эмоционально- волевая готовность

Самооценка

Коммуникативная готовность

Эмоционально-волевая готовность    Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения  отношения со взрослыми, соблюдать нормы и правила поведения в школе, высидеть 4-5 уроков  по 40 минут, да еще делать домашние задания – задача непривычная для дошкольника, т.е. у  него должна быть развита произвольность.  На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости».  Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого  учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения.  Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с  места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».  От того, как ребенок в эмоциональном и волевом плане подготовлен к школе, будет зависеть  успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и  психологическое самочувствие

Эмоционально-волевая готовность

  • Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения

отношения со взрослыми, соблюдать нормы и правила поведения в школе, высидеть 4-5 уроков

по 40 минут, да еще делать домашние задания – задача непривычная для дошкольника, т.е. у

него должна быть развита произвольность.

  • На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости».

Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого

учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения.

Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с

места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».

  • От того, как ребенок в эмоциональном и волевом плане подготовлен к школе, будет зависеть

успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и

психологическое самочувствие

«Быть готовым к школе –не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». ( Венгер Л.А.)       В чем проявляется неподготовленность ребенка к школьному обучению?  Такой ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается;  Не может включиться в общий режим работы класс;  Проявляет мало инициативы;  Или наоборот постоянно разговаривает на отвлеченные темы, перебивает  педагога;  Отсутствует интерес к новым знаниям (мотивационная готовность);  Игнорирует нормы и правила поведения, принятые в школе и в классе  Можно ли выявить предпосылки этих трудностей еще до школы и предпринять меры для помощи ребенку?

«Быть готовым к школе –не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». ( Венгер Л.А.)

В чем проявляется неподготовленность ребенка к школьному обучению?

  • Такой ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается;
  • Не может включиться в общий режим работы класс;
  • Проявляет мало инициативы;
  • Или наоборот постоянно разговаривает на отвлеченные темы, перебивает

педагога;

  • Отсутствует интерес к новым знаниям (мотивационная готовность);
  • Игнорирует нормы и правила поведения, принятые в школе и в классе

Можно ли выявить предпосылки этих трудностей еще до школы и предпринять меры для помощи ребенку?

Эмоционально-волевая готовность. Нейропсихологическая симптоматика трудностей зрелости волевой сферы:  Дефицит функций I (энергетического) блока: гиперактивность или гипоактивность,  снижение работоспособности, колебания внимания, трудности запоминания;  Отставание в развитии функций программирования и контроля и серийной  организации;  Отставание в развитии зрительно-пространственных функций;  Отставание в развитии зрительных и слуховых функций.  Как выявить дефицит функций I (энергетического) блока?

Эмоционально-волевая готовность.

Нейропсихологическая симптоматика трудностей зрелости волевой сферы:

  • Дефицит функций I (энергетического) блока: гиперактивность или гипоактивность,

снижение работоспособности, колебания внимания, трудности запоминания;

  • Отставание в развитии функций программирования и контроля и серийной

организации;

  • Отставание в развитии зрительно-пространственных функций;
  • Отставание в развитии зрительных и слуховых функций.

Как выявить дефицит функций I (энергетического) блока?

.  Основной метод – метод наблюдений.  Симптомы проявления у ребенка: Гиперактивность; Импульсивность; Замедленность (гипоактивность); Утомляемость; Инертность; Модально-неспецефические трудности памяти; Дефицит фоновых компонентов движений: повышенное напряжение в руках, руки то  вялые, то напряженные, неловкая поза, большая амплитуда движений, действие  выполняется «всем телом»; Эмоциональная лабильность  Диагностика эмоционально-волевой готовности : 1.  Методика  «Графический диктант»  Д. Б. Эльконина; 2. Тест  Керна-Йерасика; 3. Тестовая беседа С. А. Банкова  «Психосоциальная зрелость» ; 4.  Методика  «Нарисуй домик»  Н. И. Гуткина

.

Основной метод – метод наблюдений.

Симптомы проявления у ребенка:

  • Гиперактивность;
  • Импульсивность;
  • Замедленность (гипоактивность);
  • Утомляемость;
  • Инертность;
  • Модально-неспецефические трудности памяти;
  • Дефицит фоновых компонентов движений: повышенное напряжение в руках, руки то

вялые, то напряженные, неловкая поза, большая амплитуда движений, действие

выполняется «всем телом»;

  • Эмоциональная лабильность

Диагностика эмоционально-волевой готовности :

1.  Методика  «Графический диктант»  Д. Б. Эльконина;

2. Тест Керна-Йерасика;

3. Тестовая беседа С. А. Банкова  «Психосоциальная зрелость» ;

4.  Методика  «Нарисуй домик»  Н. И. Гуткина

Коррекция программирования и контроля, гиперактивности, гипоактивности всегда проводится у дошкольников в группе, индивидуальные занятия не подходят, так как на таких занятиях мы сами организуем контроль ребенка. Примеры игр: «Голова – ноги» Задание1. Когда я скажу «голова», вы покажете голову. Когда я скажу «ноги», вы покажете ноги. После того как дети усвоили программу их надо запутать и давать следующие команды: «Голова, ноги, голова, ноги, голова, голова, ноги, ноги и т.д. Задание 2. Выполнение задания наоборот. Когда я скажу «голова», вы показываете ноги, когда я скажу «ноги», вы показываете голову. Такое задание можно использовать и в качестве диагностики.

Коррекция программирования и контроля, гиперактивности, гипоактивности всегда проводится у дошкольников в группе, индивидуальные занятия не подходят, так как на таких занятиях мы сами организуем контроль ребенка.

Примеры игр:

  • «Голова – ноги»

Задание1. Когда я скажу «голова», вы покажете голову. Когда я скажу «ноги», вы покажете ноги. После того как дети усвоили программу их надо запутать и давать следующие команды: «Голова, ноги, голова, ноги, голова, голова, ноги, ноги и т.д.

Задание 2. Выполнение задания наоборот. Когда я скажу «голова», вы показываете ноги, когда я скажу «ноги», вы показываете голову. Такое задание можно использовать и в качестве диагностики.

  • Задание на обучение инструкций: «Я скажу «один» - нарисуй палочку, скажу «два» - нарисуй точку».
  • Дискотека «Кто как хочет, так и танцует» - модификация игры «Море волнуется раз». Взрослый во время танцев дает команду «Раз, два, три морская фигура замри» и пока не скажу «Раз, два, три морская фигура отомри, никто не должен двигаться». Замирание от 15 до 30 секунд. Каждый день время увеличиваете.
  • Всем известная игра «Съедобное – несъедобное». Вариант с мячом для детей тяжелее, вариант с хлопками легче. Если говорят съедобное – то дети хлопают в ладоши, если несъедобное, то дети не хлопают.
Самооценка   Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший», и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.  Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых.  Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.

Самооценка

  • Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший», и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.
  • Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых.
  • Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем неуспешным в учебе.

Считается, что также самооценка ребёнка становится к периоду обучения в школе устойчивой, но всё же она зависит от мнения и высказывания о нём взрослых – педагогов и родителей. Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Некорректные высказывания родителей о способностях или лучше сказать о неспособностях ребёнка, о его несостоятельности перед школой также способствуют понижению самооценки. Преодоление тревожности, повышение самооценки можно добиться посредством совместных усилий педагогов и родителей на пути продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми. Надо шаг за шагом показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен сделать, чтобы достичь больших успехов.

Считается, что также самооценка ребёнка становится к периоду обучения в школе устойчивой, но всё же она зависит от мнения и высказывания о нём взрослых – педагогов и родителей. Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Некорректные высказывания родителей о способностях или лучше сказать о неспособностях ребёнка, о его несостоятельности перед школой также способствуют понижению самооценки. Преодоление тревожности, повышение самооценки можно добиться посредством совместных усилий педагогов и родителей на пути продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми. Надо шаг за шагом показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен сделать, чтобы достичь больших успехов.

Коммуникативная готовность.

  • Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.
  • Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

Коммуникативная культура ребенка проявляется в том, насколько сформированы нравственные представления у детей. В опроснике Репиной Т.А. и Маковийчука Ю.М. ребенку предлагается ряд вопросов, которые, с одной стороны, позволяют понять, насколько ребенок ориентирован на нормы морали. С другой стороны, отвечая на вопросы, ребенок начинает размышлять о том, что такое хорошо и плохо, как правильно вести себя в той или иной ситуации, что значит договариваться с детьми, справедливо относиться к другим.

Игры, способствующие развитию основных умений общаться можно найти в книгах:

Игры, способствующие развитию основных умений общаться можно найти в книгах:

  • «Общение. Дети 5-7 лет». Н.В.Клюева, Ю.В. Филиппова;
  • «Психогимнастика» М.И. Чистякова;
  • «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа» Е.К. Лютова, Г.Б. Монина;
  • «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов» И.А. Пазухина

Мотивационная готовность

Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Кроме отношения к учебному процессу для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:

      -  социальные мотивы ,  основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

      -  учебно – познавательные мотивы ,  интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

      -  оценочные мотивы ,  стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятёрки»);

      -  позиционные мотивы , связанные с интересом к внешней школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

      -  внешние по отношению к школе и учению мотивы  («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

      -  игровой мотив , неадекватно перенесённый в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).  (Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., 2001)

Подводя итоги анализа социально-личностной готовности ребенка к школе, обратимся к исследованиям некоторых ученых. Например Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков,  представляют психологическую готовность к школе как структуру, состоящую из учебно–важных качеств. К ним относятся:

1) мотивы учения;

2) зрительный анализ;

3) способность принимать учебную задачу;

4) вводные навыки;

5) графические навыки;

6) произвольность регуляции деятельности;

7) обучаемость.    

Во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.   Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.                                                                                       (Н.И. Гуткина )                            

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социально-личностная готовность к школе

Автор: Нетеса Оксана Ивановна

Дата: 31.05.2021

Номер свидетельства: 582122


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства