kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Содержательная основа воспитания, развития и социализации ребенка-дошкольника в контексте программы «Социокультурные истоки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первичное приобщение воспитанников к социокультурным истокам России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«соц. истоки»

«Образование без духовно-нравственного воспитания не должно быть»   К.Д. Ушинский   Содержательная основа воспитания, развития и социализации ребенка-дошкольника в контексте программы «Социокультурные истоки» «… Для гражданина России особенно важны моральные и духовно-нравственные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете».  Президент РФ В.В. Путин

«Образование без духовно-нравственного воспитания не должно быть» К.Д. Ушинский

Содержательная основа воспитания, развития и социализации ребенка-дошкольника в контексте программы «Социокультурные истоки»

«… Для гражданина России особенно важны моральные и духовно-нравственные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете».

Президент РФ В.В. Путин

Пропедевтика «Истоков» позволяет:

Пропедевтика «Истоков» позволяет:

  • приобщиться ребенку к системе духовно-нравственных и социокультурных ценностей нашего Отечества.
  • Программа «Воспитание социокультурном опыте» позволяет: соотнести жизненный опыт с многовековым опытом нашего Отечества и выйти на значимые социокультурные результаты, которые отражаются на странице Альбома «Мои истоки».
«НЕТ В МИРЕ БЛАГОРОДНЕЙ ДЕЛА,  ЧЕМ ВОСПИТАНИЕ ДУШИ…»  ИСТОКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ – пропедевтический курс «Истоков» в начальной школе  Содержательной основой программы является система понятий, категорий-ценностей, представленных в курсе «Истоки» для начальной школы (авторы – профессор РАЕН И.А.Кузьмин и профессор ВГУ А.В.Камкин ).

«НЕТ В МИРЕ БЛАГОРОДНЕЙ ДЕЛА,

ЧЕМ ВОСПИТАНИЕ ДУШИ…»

ИСТОКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ – пропедевтический курс «Истоков»

в начальной школе

Содержательной основой программы является система понятий, категорий-ценностей, представленных в курсе «Истоки» для начальной школы (авторы – профессор РАЕН И.А.Кузьмин и профессор ВГУ А.В.Камкин ).

СТЕРЖНЕВАЯ ОСНОВА ИСТОКОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Курс пропедевтики « Истоки » направлен на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.   СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ КУРСА ПРОПЕДЕВТИКИ «ИСТОКИ»  (3-4 года) Слово, Образ, Книга Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души  (4-5 лет) (5-6 лет) Вера, Надежда, Любовь, Мудрость  (6-7 лет) Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника

СТЕРЖНЕВАЯ ОСНОВА ИСТОКОВЕДЕНИЯ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Курс пропедевтики « Истоки » направлен на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ КУРСА ПРОПЕДЕВТИКИ «ИСТОКИ»

(3-4 года)

Слово, Образ, Книга

Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души

(4-5 лет)

(5-6 лет)

Вера, Надежда, Любовь, Мудрость

(6-7 лет)

Традиции Слова, Образа, Дела и Праздника

Ценности культуры - сердцевина системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей     Родной фольклор, мудрые пословицы и загадки, хороводные игры, песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, народные песни и народные игрушки помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Ценности культуры - сердцевина системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей

Родной фольклор, мудрые пословицы и загадки, хороводные игры, песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, народные песни и народные игрушки помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Система ценностей «Истоков»:

Система ценностей «Истоков»:

  • ценности родной культуры;
  • ценности деятельности человека;
  • социокультурные ценности;
  • ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России;
  • ценности внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);
  • нравственные ценности ;
  • ценности сохранения и укрепления родных православных традиций.
«Мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира».  (Президент РФ В.В. Путин)

«Мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира». (Президент РФ В.В. Путин)

Содержательный аспект – системообразующий аспект программы   предполагает усвоение детьми социокультурных и духовно – нравственных категорий и ценностей . Главный критерий отбора содержательного программного материала — его воспитательная ценность и высокий художественный уровень используемых литературных, музыкальных, изобразительных произведений.   ПОЗВОЛЯЕТ:

Содержательный аспект – системообразующий аспект программы

предполагает усвоение детьми социокультурных и духовно – нравственных категорий и ценностей . Главный критерий отбора содержательного программного материала — его воспитательная ценность и высокий художественный уровень используемых литературных, музыкальных, изобразительных произведений.

ПОЗВОЛЯЕТ:

  • осваивать главные ценности жизни;
  • присоединиться к прошлому,
  • переосмыслить настоящее,
  • ориентироваться на будущее.
Родной язык как наиважнейшая ценность родной культуры      В нем отражаются занятия и склонности народа, события его истории и их переживание, характер мышления, жизненный уклад и традиции .  «Через язык народ отливает отдельную детскую душу в народный общий тип» (П.Ф. Каптерев). Ценности культуры, передаваемые из поколения в поколение, обеспечивают устойчивость цивилизации и преемственность прошлого, настоящего и будущего .

Родной язык как наиважнейшая ценность родной культуры

В нем отражаются занятия и склонности народа, события его истории и их переживание, характер мышления, жизненный уклад и традиции .

«Через язык народ отливает отдельную детскую душу в народный общий тип» (П.Ф. Каптерев).

Ценности культуры, передаваемые из поколения в поколение, обеспечивают устойчивость цивилизации и преемственность прошлого, настоящего и будущего .

Духовно-нравственные ценности и образы-идеалы традиционной культуры:

Духовно-нравственные ценности и образы-идеалы традиционной культуры:

  • традиционное отношение русского народа к родной земле, как к родной матери, кормилице, главной святыне, которую необходимо беречь, охранять, защищать;
  •   бережное отношение к родной природе,
  • проживание календарных народных и православных праздников;
  • традиционное отношение русского народа к производительному труду на родной земле, как к самому почетному делу и главному источнику жизненного благополучия;
  • традиционное отношение к матери, почитание предков, к семье, к людям, воплощенное в образах идеалах человека, среди которых особую ценность составляют образы русской красавицы, героя русского богатыря, добрых матушки и батюшки, дружных сестер и братьев);
  • традиционное представление о красоте человека, неразрывно связанное с его нравственными добродетелями (добротой, отзывчивостью, трудолюбием, милосердием, нестяжательством и т.д.), отраженными в православии.
Гендерный подход к социализации через содержание «Истоков»      Содержание Программы закладывает основы будущих социальных ролей отца и матери в семье, мужчины и женщины в обществе, защитников Отечества .  Дети получают дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью : мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Дошкольники узнают о традиционно мужских и женских видах труда, овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых.

Гендерный подход к социализации через содержание «Истоков»

Содержание Программы закладывает основы будущих социальных ролей отца и матери в семье, мужчины и женщины в обществе, защитников Отечества .

Дети получают дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью : мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина.

Дошкольники узнают о традиционно мужских и женских видах труда, овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» ДЛЯ ДО НАПРАВЛЕНО НА РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ: ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ * первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;  * организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной Организации, формирование активной педагогической позиции родителей;  * формирование социальной активности детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» ДЛЯ ДО НАПРАВЛЕНО НА РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

* первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;

* организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной Организации, формирование активной педагогической позиции родителей;

* формирование социальной активности детей дошкольного возраста.

КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  детей 3-4 лет детей 4-5 лет

КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

детей 3-4 лет

детей 4-5 лет

КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ  детей 5-6 лет детей 6-7 лет

КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

детей 5-6 лет

детей 6-7 лет

Темы занятий для детей 3-4 лет  Категории: Слово, Образ, Книга  Тема занятия Активные формы обучения 1. Любимое имя Ресурсный круг 2. Доброе слово Название активного занятия «Ласковое имя» Ресурсный круг 3. Ласковая песня «Доброе слово» Ресурсный круг 4. Праздничная песня 5. Любимый образ «Колыбельная песня» Ресурсный круг «Рождественская елочка» Ресурсный круг 6 . Образ света Ресурсный круг «Мамочка моя» 7. Добрый мир «Позови солнышко» 8. Добрая книга Ресурсный круг «Добрый мир» Ресурсный круг 9. Любимая книга «Добрая книга» Ресурсный круг «Моя любимая книга»

Темы занятий для детей 3-4 лет Категории: Слово, Образ, Книга

Тема занятия

Активные формы обучения

1. Любимое имя

Ресурсный круг

2. Доброе слово

Название активного занятия

«Ласковое имя»

Ресурсный круг

3. Ласковая песня

«Доброе слово»

Ресурсный круг

4. Праздничная песня

5. Любимый образ

«Колыбельная песня»

Ресурсный круг

«Рождественская елочка»

Ресурсный круг

6 . Образ света

Ресурсный круг

«Мамочка моя»

7. Добрый мир

«Позови солнышко»

8. Добрая книга

Ресурсный круг

«Добрый мир»

Ресурсный круг

9. Любимая книга

«Добрая книга»

Ресурсный круг

«Моя любимая книга»

Темы занятий для детей 4-5 лет Категории: Родной очаг; Родные просторы; Труд земной; Труд души  Тема занятия 1. Дружная семья Активные формы обучения Название активного занятия Работа в паре 2. Домашнее тепло «Дружная семья» Ресурсный круг 3. Дороги  добра «Домашнее тепло» Работа в паре 4. Сказочный  лес 5. Добрая  забота Работа в паре «Дороги  добра» 6. Праведный труд «Сказочный  лес» Работа в паре «Добрая  забота» Ресурсный круг 7. Любимая сказка «Чему доброму научили вас взрослые?» 8. Благодарное слово Ресурсный круг «Моя любимая сказка» Ресурсный круг 9. Светлый праздник «Благодарное слово» Ресурсный круг «Доброе слово березке»

Темы занятий для детей 4-5 лет Категории: Родной очаг; Родные просторы; Труд земной; Труд души

Тема занятия

1. Дружная семья

Активные формы обучения

Название активного занятия

Работа в паре

2. Домашнее тепло

«Дружная семья»

Ресурсный круг

3. Дороги добра

«Домашнее тепло»

Работа в паре

4. Сказочный лес

5. Добрая забота

Работа в паре

«Дороги добра»

6. Праведный труд

«Сказочный лес»

Работа в паре

«Добрая забота»

Ресурсный круг

7. Любимая сказка

«Чему доброму научили вас взрослые?»

8. Благодарное слово

Ресурсный круг

«Моя любимая сказка»

Ресурсный круг

9. Светлый праздник

«Благодарное слово»

Ресурсный круг

«Доброе слово березке»

Темы занятий для детей 5-6 лет. Категории: Вера; Надежда; Любовь; Мудрость  Тема занятия Верность родной земле Активные формы обучения Название активного занятия Ресурсный круг Верность родной земле «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?» Работа в паре Радость послушания «Защитник Отечества» Работа в микрогруппах Светлая надежда Доброе согласие Ресурсный круг «Радость послушания» Добрые друзья «Рождественское чудо» Работа в паре «Построим дом» Ресурсный круг Добрые дела «Кого можно назвать настоящим другом?» Мудрое слово Работа в паре «Добрые дела» Ресурсный круг Мудрые люди «Кого можно назвать мудрым?» Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами»

Темы занятий для детей 5-6 лет. Категории: Вера; Надежда; Любовь; Мудрость

Тема занятия

Верность родной земле

Активные формы обучения

Название активного занятия

Ресурсный круг

Верность родной земле

«За что люди благодарны защитникам Земли Русской?»

Работа в паре

Радость послушания

«Защитник Отечества»

Работа в микрогруппах

Светлая надежда

Доброе согласие

Ресурсный круг

«Радость послушания»

Добрые друзья

«Рождественское чудо»

Работа в паре

«Построим дом»

Ресурсный круг

Добрые дела

«Кого можно назвать настоящим другом?»

Мудрое слово

Работа в паре

«Добрые дела»

Ресурсный круг

Мудрые люди

«Кого можно назвать мудрым?»

Ресурсный круг

«Мудрость рядом с нами»

Темы занятий для детей 6-8 лет.  Традиции: Слова, Образа; Дела; Праздника  Тема занятия Активные формы обучения 1. Сказочное слово Название активного занятия Работа в паре 2. Напутственное слово «Сказка – правда, в ней намек, добрым молодцам урок» 3. Жизненный путь Работа в паре «Напутственное слово» Ресурсный круг 4. Светлый образ «Жизненный путь» Ресурсный круг 5. Чудотворный образ 6. Мастера и рукодельницы Работа в паре «Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского» «Светлый образ» Работа в паре 7. Старание и терпение «Мастера и рукодельницы» Работа в паре 8. Семейный традиции «Старание и терпение» Работа в паре 9. Книга – праздник души «Традиции нашей семьи» Работа в паре 10.До свидания детский сад! Школа, здравствуй! «Книга – праздник души» Ресурсный круг с делегированием «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми»

Темы занятий для детей 6-8 лет. Традиции: Слова, Образа; Дела; Праздника

Тема занятия

Активные формы обучения

1. Сказочное слово

Название активного занятия

Работа в паре

2. Напутственное слово

«Сказка – правда, в ней намек, добрым молодцам урок»

3. Жизненный путь

Работа в паре

«Напутственное слово»

Ресурсный круг

4. Светлый образ

«Жизненный путь»

Ресурсный круг

5. Чудотворный образ

6. Мастера и

рукодельницы

Работа в паре

«Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского»

«Светлый образ»

Работа в паре

7. Старание и терпение

«Мастера и рукодельницы»

Работа в паре

8. Семейный традиции

«Старание и терпение»

Работа в паре

9. Книга – праздник души

«Традиции нашей семьи»

Работа в паре

10.До свидания детский сад! Школа, здравствуй!

«Книга – праздник души»

Ресурсный круг с делегированием

«Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми»

Содержание программы «Истоки» формирует нравственную сферу личности

Содержание программы «Истоки» формирует нравственную сферу личности

  • Отношение к близким людям.
  • Отношение к себе.
  • Отношение к делу.
  • Отношение с предметным окружением.
  • Отношение к миру природы.
  • Отношение к духовному миру.
Этапы социокультурного развития ребёнка-дошкольника  Усвоение детьми содержания программы «Социокультурные истоки» ежегодно отслеживается педагогом в мониторинге социокультурного развития ребёнка-дошкольника (том 15 Истоковедения. М.:Издательский дом «Истоки», 2015).  См. в мониторинге содержательный аспект качества образования (когнитивные показатели развития), позволяющий систематически получать сведения об уровне знаний и представлений детей о категориях «Истоков».

Этапы социокультурного развития ребёнка-дошкольника

Усвоение детьми содержания программы «Социокультурные истоки» ежегодно отслеживается педагогом в мониторинге социокультурного развития ребёнка-дошкольника (том 15 Истоковедения. М.:Издательский дом «Истоки», 2015).

См. в мониторинге содержательный аспект качества образования (когнитивные показатели развития), позволяющий систематически получать сведения об уровне знаний и представлений детей о категориях «Истоков».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лосева Виктория Владимировна

Дата: 16.01.2019

Номер свидетельства: 495598


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства