Словесные игры в социально-коммуникативном развитии детей с ЗПР
Словесные игры в социально-коммуникативном развитии детей с ЗПР
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Использование словесных игр позволяет учителю-дефектологу в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями решать задачи интеллектуального. речевого и социально-коммуникативного развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словесные игры в социально-коммуникативном развитии детей с ЗПР»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 159Словесные игры в социально-коммуникативном развитии детей с ЗПР
Учитель-дефектолог
Дудина Е.В.
Специфика коммуникативного развития ребенка
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Коммуникация – это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял её смысл.
Способы удовлетворения коммуникативных потребностей человека : жестовые мимические речевые интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.
Особенности развития социально коммуникативных навыков у детей с ЗПР
отставание в развитии коммуникативной деятельности от возрастной нормы
снижена потребность в общении
трудности в развитии речевых средств общения
общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер
особенностиразвития социально коммуникативных, волевых качеств личности детей с ЗПР:
слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;
неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом;
проявление синдрома гиперактивности, повышенный уровень тревоги и агрессии;
измененная динамика формирования самосознания (отношения со взрослыми и сверстниками отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении)
«У ребенка есть страсть к игре,и надо ее удовлетворять.Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.Вся его жизнь – это игра»
А.С.Макаренко.
Что даёт игра детям?
свободу: игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
увлеченность: она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
компенсацию, нейтрализацию недостатков
физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.
возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки .
развитие воображения.
возможность развить свой ум.
радость общения.
умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
задачи коррекционно - логопедического обучения:
* развитие и совершенствование общей моторики; * развитие и совершенствование ручной моторики; * развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации); *развитие слухового восприятия, внимания; *развитие зрительного восприятия, памяти; *развитие ритма; *формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко - слоговой структуры; совершенствование лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи.
Воспитание правильного звукопроизношения:
Развитие слухового внимания(«Солнце или дождик», «Угадай, кто кричит»»Где позвонили?»);
Развитие речевого дыхания(«Чей одуванчик дальше улетит?», «Бабочка, лети!», «Придумай фразу»);
Развитие силы голоса(«Идите с нами играть», «Не буди Катю», «Громко – тихо»);
Развитие высоты голоса(«Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Медведь и елка»);
Формирование правильного звукопроизношения(«Насос», «Лиса», «Тишина», «Жуки», «Самолеты», «Дождик»)
Пальчиками играем – речь мы развиваем
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней,
чем ельник, Нас уколет
можжевельник.
Формирование правильного дыхания
«Бабочка, лети!»
«Чей одуванчик дальше улетит?»
«Вьюга»
«Сдуй снежинку»
Автоматизация звуков
«Веселый паровозик»-
наш веселый паровоз,
он вагончики повез.
«К» в вагончике сидит
И на мир восторженно
глядит.
Звук З.
Пестрой лентой притворяясь, в зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь по земле ползет … (змея).
Ой! Запутался шнурочек. Развяжи-ка … (узелочек).
Парит над океаном чайка,
в лесу бежит от волка…
(зайка).
Лиза пробовала суп. Заболел у Лизы …(зуб).
Работа над слоговой структурой слова
Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо, чтение.
«Отхлопай слово»
«Какое слово короче(длиннее)»
«Идем по лесенке»
«Закончи слово слогом»,
«Подбери словечко» и т.д.
Формирование грамматического строя речи
«Отправляемся в отпуск»-
изменение значений слов с
изменением приставки, суффикса.
«Назови ласково»
«У кого кто»
«Улетает не улетает»
«Закончи предложение»
«Прятки»
Формирование навыка звукового анализа и синтеза
«Где спрятался звук?»
«Твердый – мягкий»
Рассматривание иллюстраций из знакомых произведений – «Правильно или нет»
Рассматривание сюжетных картинок- раскладывание в логической последовательности.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
Игра
как ведущая деятельность дошкольника, оказывает существенное влияние на развитие всех сторон его психики, в том числе и общения