Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №153» (МБДОУ «Детский сад №153»)
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: Зайцева Е.В.
Воспитатель высшей квалификационной категории
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра
Формирование позитивных установок к различным видам труда
Игра помогает формировать социально-нормативные возрастные характеристики
(пункт 4.6 ФГОС ДО):
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всегов игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Сюжетно-ролевая игра
- королева игр
Из всех детских игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких-либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно- ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны - это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно-ролевая игра - это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.
Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно - эстетическое развитие»;
«Физическое развитие»
(пункт 2.7. ФГОС ДО)
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в город»
1. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. Углубить представления детей о предприятиях и учреждениях города разнообразии профессий родного города.
3. Создать условия для включения полученных представлений о труде взрослых разных профессий в самостоятельную деятельность детей.
4. Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению.
5. Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда.
6. Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость. и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• Беседа с детьми •Чтение художественной литературы •Атрибуты •Рассматривание иллюстраций •Уточнение важных моментов перед игрой •Распределение ролей
Для того чтобы организовать сюжетно-ролевые игры, проводим предварительную работу:
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Подскажи словечко», «Угадай, кто это? »,
«Кто больше расскажет о профессии», «Что мы делаем, не скажем», «Назови профессию», «Что кому нужно для работы», «Угадай профессию по трудовым действиям» «Что расскажет предмет»
Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так»; «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи»),
«Пожарные на учении», «Почтальон».
Игры – эстафеты.
С помощью загадок воспитателя
дети выбирают себе роли. Расходятся по игровым зонам , выбирают игровой
Материал , атрибуты и начинают развивать сюжет . Остальные дети выполняют
роль приезжих гостей , воспитатель –экскурсовод ведет на экскурсию по
городу. Дети ,в соответствии с сюжетом , имеют возможность исполнять
различные роли , используя атрибуты, игровой материал..
Работа с родителями
Беседы с родителями о важности систематизации знаний детей о профессиях родителей, о родном городе.
Привлечение родителей к пополнению атрибутов к сюжетно-ролевой игре
Сюжетно-ролевая игра оказывает огромное воспитательное воздействие на ребёнка в приобретении и накоплении им социального опыта.
Спасибо за внимание .
Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют