kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников»

Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников Л.В. Дорогань

Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников

Л.В. Дорогань

Какие элементы педагогической деятельности направлены на создание условий экологического воспитания дошкольников ?

Какие элементы педагогической деятельности направлены на создание условий экологического воспитания дошкольников ?

Направления работы в рамках методической темы: 1. Создание развивающей экологической среды 2. Работа с детьми 3. Работа с родителями

Направления работы

в рамках методической темы:

1. Создание развивающей экологической среды

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

Мини-  огород Коллекция  семян Экологи-ческие игры Мини-лабора-тория Предметно-развивающая экологическая среда (уголок природы) Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов

Мини-

огород

Коллекция

семян

Экологи-ческие игры

Мини-лабора-тория

Предметно-развивающая экологическая среда

(уголок природы)

Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов

Работа с детьми:

Работа с детьми:

Экологические игры:

Экологические игры:

  • Игры с правилами: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери», «Цепочка», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает»,«Угадай правило» и др.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»», «Лесная аптека» и др.
  • Игровые обучающие ситуации-«путешествия»: «Поездка в зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в деревню к бабушке» и др.
  • Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами: «Рыбки живые и игрушечные», «Живая кошка и игрушечный котёнок», «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу», «Грибы-красавцы лесные» и др.
  • Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами: «Карлсон выращивает овёс на крыше», «Карлсон выращивает зелёный лук», «Айболит осматривает комнатные растения», «Колобок отправляется в лес», «Чиполлино учит детей выращивать картофель» и т. д.
Оценивание достижений  Для диагностики уровня развития экологической составляющей природоведческих понятий применяют метод индивидуальной беседы, включающий в себя три части (по С.Н.Николаевой):  В первой выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.  Во второй акцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.  В третьей - выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания.

Оценивание достижений

Для диагностики уровня развития экологической составляющей природоведческих понятий применяют метод индивидуальной беседы, включающий в себя три части (по С.Н.Николаевой):

В первой выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

Во второй акцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.

В третьей - выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания.

В итоге для диагностики выделяют следующие критерии:

В итоге для диагностики выделяют следующие критерии:

  • -представления о сезонных изменениях;
  • -представления о домашних животных;
  • -представления о диких животных;
  • -знания деревьев и кустарников;
  • - знания об особенностях родного края;
  • -знания об овощах и фруктах;
  • -умение называть предметы окружения, их назначения и свойства;
  • -бережное отношение к природе;
  • -навыки ухода за растениями и животными;
  • -знания о правилах поведения в природе;
  • -знание экологических игр.
    Занятие 9  ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР

    Занятие 9 ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР

    • РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
    • Задание 1. Помогите закончить фразу:
    • Из тучи на землю падают капли воды – значит, идет ... (дождь). Если на улице мороз, из тучи, кружась, на землю падают ... (снежинки). Когда в солнечное утро выйдешь в сад, то увидишь, как переливаются на травинках капельки ... (росы). Осенним днем на землю спускается плотный, похожий на молоко ...(туман). Капли дождя, снежинки и градинки падают на землю из ... (тучи).
    • Вспомните слова, которые обозначают "летающую" воду (облако, туман, туча).
    Игра «Путешествие капельки».

    Игра «Путешествие капельки».

    • Сначала выберем Маму Тучу. А все остальные – ее дети, капельки. Мама туча посылает своих детей на землю, чтобы они выполнили какую-нибудь работу, например, напоить цветок, наполнить речку, умыть землю. Капельки разбегаются, а потом они собираются в ручейки, взявшись за руки, потом в большую реку, море (дети становятся в широкий круг). Для того, чтобы возвратиться к Маме-Туче, капельки должны позвать Солнышко. Затем, кружась, они возвращаются к туче.
    Задание 2. Рисуем

    Задание 2. Рисуем "портрет" воды.

    ЗАДАНИЯ НА ПРОГУЛКУ:

    ЗАДАНИЯ НА ПРОГУЛКУ:

      Налейте в стаканчик воду из лужи. Попросите детей описать ее свойства (мутная, грязная). Что происходит с водой, когда она попадает в землю. Отрежьте у полиэтиленовой бутыли дно, превратив ее в большую воронку. В части, где расположено горлышко, насыпьте слой глины, предварительно перевернув бутылку вверх дном. Затем насыпьте слой песка. Затем попробуйте часть воду из лужи вылить в бутылку и лейте до тех пор, пока, не профильтруется хотя бы половину стакана. Сравните качественные показатели воды до фильтрации и после. (Вода стала чище, прозрачнее)
      • Налейте в стаканчик воду из лужи. Попросите детей описать ее свойства (мутная, грязная). Что происходит с водой, когда она попадает в землю. Отрежьте у полиэтиленовой бутыли дно, превратив ее в большую воронку. В части, где расположено горлышко, насыпьте слой глины, предварительно перевернув бутылку вверх дном. Затем насыпьте слой песка. Затем попробуйте часть воду из лужи вылить в бутылку и лейте до тех пор, пока, не профильтруется хотя бы половину стакана. Сравните качественные показатели воды до фильтрации и после. (Вода стала чище, прозрачнее)
      Содержание( определяет систему – формы и методы работы)

      Содержание( определяет систему – формы и методы работы)

        1. В чем выражается система вашей работы? 2. Может ли рабочая программа отражать систему работу? 3. Какие познавательные области интегрированны в данном задании? 4. Какие структурные элементы рабочей программы отражают целостность образовательного процесса?
        • 1. В чем выражается система вашей работы?
        • 2. Может ли рабочая программа отражать систему работу?
        • 3. Какие познавательные области интегрированны в данном задании?
        • 4. Какие структурные элементы рабочей программы отражают целостность образовательного процесса?
        ВАРИАНТЫ МОДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА Предметные Предметно-схематические (сенсорные) - аквариум; - игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида Графические - модель величины (большой, маленький); - модель численности групп (много, мало) - календарь погоды; - календарь наблюдений за птицами; - модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение); - модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок); - модель «Потребности растений» (вода); - модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост)

        ВАРИАНТЫ МОДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

        Предметные

        Предметно-схематические (сенсорные)

        - аквариум;

        - игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида

        Графические

        - модель величины (большой, маленький);

        - модель численности групп (много, мало)

        - календарь погоды;

        - календарь наблюдений за птицами;

        - модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение);

        - модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);

        - модель «Потребности растений» (вода);

        - модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост)

        В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

        В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

          Предметные игры

          Предметные игры

          •   Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.).
          •   Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы.
          • Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести —  «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки»  и т. д.
          • Предметные игры возможно использовать  во всех возрастных группах , как в  коллективных занятиях, так и индивидуальных , усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
          Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы .  На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления
          • Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы .
          • На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления
          В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников.
          • В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников.
          В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т. д.  В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.
          • В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т. д.
          • В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.
          Настольно-печатные игры

          Настольно-печатные игры

          •   Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.).
          • Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе  с небольшой подгруппой  детей.
          • Эффективны они и при организации  индивидуальной коррекционной работы .
          Словесные игры

          Словесные игры

          •   Это игры,  не требующие никакого наглядного материала .
          • Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы.
          • Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы:  «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?»  и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы.


          Получите в подарок сайт учителя

          Предмет: Дошкольное образование

          Категория: Презентации

          Целевая аудитория: Дошкольникам

          Скачать
          Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников

          Автор: Симонова Елена Николаевна

          Дата: 15.05.2022

          Номер свидетельства: 606931


          Получите в подарок сайт учителя

          Видеоуроки для учителей

          Курсы для учителей

          ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

          Добавить свою работу

          * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

          Удобный поиск материалов для учителей

          Ваш личный кабинет
          Проверка свидетельства