Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников»
Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников
Л.В. Дорогань
Какие элементы педагогической деятельности направлены на создание условий экологического воспитания дошкольников ?
Направления работы
в рамках методической темы:
1. Создание развивающей экологической среды
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Мини-
огород
Коллекция
семян
Экологи-ческие игры
Мини-лабора-тория
Предметно-развивающая экологическая среда
(уголок природы)
Игрушки-аналоги, муляжи овощей и фруктов
Работа с детьми:
Экологические игры:
Игры с правилами: «Кто потерялся?», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Две корзины», «Что будет, если?», «Птицы, рыбы, звери», «Цепочка», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает»,«Угадай правило» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Больница для животных», «Магазин «Фрукты и овощи»», «Лесная аптека» и др.
Игровые обучающие ситуации-«путешествия»: «Поездка в зоопарк», «Прогулка в лес», «Посещение выставки картин о природе», «Поездка в деревню к бабушке» и др.
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами: «Рыбки живые и игрушечные», «Живая кошка и игрушечный котёнок», «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу», «Грибы-красавцы лесные» и др.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами: «Карлсон выращивает овёс на крыше», «Карлсон выращивает зелёный лук», «Айболит осматривает комнатные растения», «Колобок отправляется в лес», «Чиполлино учит детей выращивать картофель» и т. д.
Оценивание достижений
Для диагностики уровня развития экологической составляющей природоведческих понятий применяют метод индивидуальной беседы, включающий в себя три части (по С.Н.Николаевой):
В первой выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
Во второй акцент делается на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
В третьей - выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания.
В итоге для диагностики выделяют следующие критерии:
-представления о сезонных изменениях;
-представления о домашних животных;
-представления о диких животных;
-знания деревьев и кустарников;
- знания об особенностях родного края;
-знания об овощах и фруктах;
-умение называть предметы окружения, их назначения и свойства;
-бережное отношение к природе;
-навыки ухода за растениями и животными;
-знания о правилах поведения в природе;
-знание экологических игр.
Занятие 9 ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Задание 1. Помогите закончить фразу:
Из тучи на землю падают капли воды – значит, идет ... (дождь). Если на улице мороз, из тучи, кружась, на землю падают ... (снежинки). Когда в солнечное утро выйдешь в сад, то увидишь, как переливаются на травинках капельки ... (росы). Осенним днем на землю спускается плотный, похожий на молоко ...(туман). Капли дождя, снежинки и градинки падают на землю из ... (тучи).
Вспомните слова, которые обозначают "летающую" воду (облако, туман, туча).
Игра «Путешествие капельки».
Сначала выберем Маму Тучу. А все остальные – ее дети, капельки. Мама туча посылает своих детей на землю, чтобы они выполнили какую-нибудь работу, например, напоить цветок, наполнить речку, умыть землю. Капельки разбегаются, а потом они собираются в ручейки, взявшись за руки, потом в большую реку, море (дети становятся в широкий круг). Для того, чтобы возвратиться к Маме-Туче, капельки должны позвать Солнышко. Затем, кружась, они возвращаются к туче.
Задание 2. Рисуем "портрет" воды.
ЗАДАНИЯ НА ПРОГУЛКУ:
Налейте в стаканчик воду из лужи. Попросите детей описать ее свойства (мутная, грязная). Что происходит с водой, когда она попадает в землю. Отрежьте у полиэтиленовой бутыли дно, превратив ее в большую воронку. В части, где расположено горлышко, насыпьте слой глины, предварительно перевернув бутылку вверх дном. Затем насыпьте слой песка. Затем попробуйте часть воду из лужи вылить в бутылку и лейте до тех пор, пока, не профильтруется хотя бы половину стакана. Сравните качественные показатели воды до фильтрации и после. (Вода стала чище, прозрачнее)
Содержание( определяет систему – формы и методы работы)
1. В чем выражается система вашей работы?
2. Может ли рабочая программа отражать систему работу?
3. Какие познавательные области интегрированны в данном задании?
4. Какие структурные элементы рабочей программы отражают целостность образовательного процесса?
ВАРИАНТЫ МОДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Предметные
Предметно-схематические (сенсорные)
- аквариум;
- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида
Графические
- модель величины (большой, маленький);
- модель численности групп (много, мало)
- календарь погоды;
- календарь наблюдений за птицами;
- модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение);
- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);
- модель «Потребности растений» (вода);
- модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост)
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
Предметные игры
Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.).
Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы.
Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т. д.
Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах , как в коллективных занятиях, так и индивидуальных , усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы .
На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления
В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а такжедля развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображениеи т. д.
В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.
Настольно-печатные игры
Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.).
Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей.
Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы .
Словесные игры
Это игры, не требующие никакого наглядного материала .
Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы.
Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы.