«система коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии»
«система коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии»
«СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»
В настоящее время наблюдается неуклонный рост детей с различными видами и формами речевых нарушений, возникающих вследствие перинатальной патологии, которая обуславливает дефекты центральной нервной системы. Среди этой категории много дошкольников, которые имеют клинический диагноз – стертая дизартрия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««система коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии»»
Выпускная квалификационная работа на тему: «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»
Автор работы: Смолькина Екатерина Алексеевна
Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Казакова Л.А.
Актуальность исследования
В настоящее время наблюдается неуклонный рост детей с различными видами и формами речевых нарушений, возникающих вследствие перинатальной патологии, которая обуславливает дефекты центральной нервной системы. Среди этой категории много дошкольников, которые имеют клинический диагноз – стертая дизартрия.
Теоретико-методологическая основа исследования
Цель исследования
Разработка и апробация педагогических условий коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Объект исследования
Предмет
исследования
Коррекционная работа при дизартрии.
Процесс организации системы коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
при использовании дидактических игр;
при сочетании индивидуальных и групповых форм проведения логопедических занятий;
при дифференцированном подходе к коррекционному процессу
Гипотеза исследования
заключается в предположении о том, что организация системы коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии будет оптимальна при соблюдении следующих условий:
2. Выявить и изучить особенности организации системы коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
1. Провести анализ научной литературы в области дефектологии, логопедии, нейрофизиологии, психологии и педагогики по проблеме исследования;
Задачи исследования
3. Разработать и апробировать педагогические условия коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Методы исследования
2. диагностика;
1. наблюдение;
3. педагогический эксперимент;
4. теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
5. обобщение педагогического опыта;
6. количественный и качественный анализ данных.
Констатирующий этап эксперимента
Цель- изучении особенностей звукопроизношения и фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Диагностика особенностей звукопроизношения у детей со стёртой дизартрии:
1 задание «Произношение звука изолированно»
2 Задание «Произношение звука в слогах»
3 задание «Произношение звука в словах»
4 задание «Произношение звука в предложениях»
Диагностика особенностей фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрии:
1 задание «Слуховая дифференциация звуков»
2 задание «Дифференциация слогов и слов с оппозиционными звуками»
3 задание «Определение на слух наличие звука в слове»
Результаты диагностики
Результаты диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией
Результаты диагностики фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией
Формирующий этап эксперимента
Цель – разработать и апробировать педагогические условия коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Задачи формирующего этапа эксперимента
разработать содержание заданий, игр по развитию фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии
отобрать разнообразные игры, направленные на закрепление звукопроизношения
отобрать формы дифференцированного подхода к коррекционному процессу
Принципы отбора содержания работы с детьми
Принцип ведущей деятельности
Принцип постепенности и последовательности
Онтогенетический принцип
Принцип дифференцированного подхода
Этапы работы по коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
1 этап – подготовительный. На данном этапе мы выделили несколько направлений:
нормализация мышечного тонуса и артикуляторной мускулатуры;
нормализация моторики артикуляционного аппарата;
нормализация мелкой моторики рук.
2 этап – постановка звуков. Для постановки звуков мы проводили специальную гимнастику для выработки навыков постановки и произношения звуков.
3 этап – автоматизация поставленных звуков
4 этап – дифференциация поставленных звуков
Этапы по формированию фонематического восприятия
1 этап – развитие устойчивости слухового внимания.
2 этап – развитие умений дифференцировать неречевые и речевые звуки, различать речевые звуки по силе и высоте.
3 этап – развитие умений дифференцированного восприятия фонем в словах.
4 этап – развитие умений слышать и определять наличие звука в слове
Контрольный этап эксперимента
Достижение цели предполагало решение следующих задач :
проведение повторной диагностики;
качественный и количественный анализ полученных результатов;
сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп;
формулирование выводов.
Цель – определение эффективности экспериментального исследования проведения.
Результаты диагностики на этапе контрольного эксперимента
Результаты диагностики развития звукопроизношения
Результаты диагностики развития фонематического восприятия
Сравнение результатов
экспериментальной и контрольной
группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Сравнение результатов развития звукопроизношения
Сравнение результатов развития фонематического восприятия