Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Ручной труд в детском саду"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа № 395 города Донецка»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«РУЧНОЙ ТРУД
В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Выполнила Шапрова С.В.
Донецк 2022
Повестка дня:
1.Значение ручного труда в развитии детей дошкольного возраста.
2. Виды ручного труда, примерное содержание, методические рекомендации по возрастным категориям.
(Презентация – старший воспитатель Шапрова С.В.)
3. Влияние ручного труда на развитие сенсорных эталонов.(Информация – воспитатель Гук Н.А.)
4. Организация работы по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста.
(Из опыта работы - воспитатель Ивченко Н.П.)
5. Секреты хранения материала для ручного труда.
(из опыта работы - воспитатель Колесник Т.И.)
6. Нейроупражнения для детей с природным и бросовым материалом.(мастер-класс – учитель-логопед Гайдаржи Е.Ф.)
7. Практикум для воспитателей«Необычное панно».
(работа по подгруппам)
8. Рефлексия семинара
(значимость полученной информации для педагогов).
«Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».Н.Д. Бартрам
«Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою.
В. Г. Белинский
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму»
Конфуций
Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которого он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия .
Методика организации работы детей дошкольного возраста по ручному труду
основывается на следующих принципах
построения педагогического процесса:
от простого к сложному;
принцип систематичности;
принцип тематических циклов;
индивидуального подхода;
принцип последовательности.
Методические приемы, применяемые в ручном труде:
обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
анализ образца , выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
анализ серии образцов , выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).
В Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность» художественный труд представлен в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», в разделе «Изобразительная деятельность» начиная со старшей возрастной группы.
Задачи:
Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке.
Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
Закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части. Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.
Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.
Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материалы.
В подготовительной группе художественный труд представлен в работе с различными материалами в подразделах:
Художественный труд: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.). Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.
Художественный труд: работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
Художественный труд: работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Примерный перечень материалов и оборудования для художественного труда:
Разнообразный материал для декора изделий (крупы, макаронные изделия, пайетки, бусинки и т.д.);
цветная бумага, картон, семена засушенных растений, засушенные листья, трава, лепестки;
клейстер, клей ПВА, кисточки для клея, салфетки;
готовые формы для наклеивания – квадраты, круги, треугольники, розетки, прямоугольники, разных размеров (диаметр от 20см до 10 см);
ножницы с закругленными краями;
разнообразный материал для декора изделий (крупы, макаронные изделия, пайетки, бусинки, пуговицы и т.д.).
«Организация работы по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы воспитателя Ивченко Н.П.
Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов.
При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу.
При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу: научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку.
Влияние ручного труда на развитие сенсорных эталонов.(Информация – воспитатель Гук Н.А.)
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов.
В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Секреты хранения материала для ручного труда.
(из опыта работы - воспитатель Колесник Т.И.)
Для того, чтобы трудовая деятельность как средство развития ребёнка, его творческих способностей не отходила на второй план, педагоги должны создать такую предметную развивающую среду, которая бы оказывала положительное воздействие на личность ребёнка, удовлетворяла потребность в совместной деятельности и социально-личностном развитии.
Какие требования предъявляются к организации предметно развивающей среды:
разнообразие и доступность материалов для художественного ручного труда (бросовый, природный, художественный и др.);
соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям.
наличие центров для различных видов труда (уголки ручного труда, столярная мастерская, кукольное ателье, уголок труда в природе и др.) с учётом поролевой дифферентации и интересов детей.
привлечение детей к изготовлению моделей трудового процесса, моделей техники работы с различными орудиями труда, альбомов выкроек, чертежей.
привлечение детей к изготовлению пособий для группы, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементов украшения к празднику; к выполнению «заданий» сотрудников детского сада (пришивание пуговиц, выжигание рисунка на досках и т.д.)
Нейроупражнения для детей с природным и бросовым материалом.
(мастер-класс – учитель-логопед Гайдаржи Е.Ф.)
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры с природным и бросовым материалом являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Упражнение «Паучок»
Упражнение «Бельчонок»
Упражнение «Совёнок»
Упражнение «Ёжик»
Упражнение «Подарок»
Условия успешной организации ручного труда:
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда ;
свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;
использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми;
Работа с родителями предполагает:
папки - раскладушки;
информационные стенды;
индивидуальные консультации;
мастер - классы;
анкетирование;
родительские встречи;
семинары - практикумы.
Творческая работа
Рефлексия семинара
Информация для меня была полезной– что новое узнали?
Положу в свою педагогическую копилку– что буду применять в своей практике.
Информация полезна, но пусть попользуются другие– для себя ничего не подчеркнула, но пусть попользуются другие .