Семинар практикум «Формы проявления агрессии детей. Проблемы и советы»
Семинар практикум «Формы проявления агрессии детей. Проблемы и советы»
Причины агрессивного поведения ребёнка в раннем возрасте. Советы специалистов в работе с детьми, ведущими себя агрессивно. Обучение взрослых эффективным способам реагирования на агрессивное поведение ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар практикум «Формы проявления агрессии детей. Проблемы и советы»»
КУЗ ВО «ВОСДР»
Семинар практикум
«Формы проявления агрессии детей. Проблемы и советы »
Воспитатель Лагутенкова Лариса Вячеславовна
Теории агрессии и агрессивности
Человек был, есть и, возможно, еще долго будет агрессивным. Это кажется ясным и бесспорным. Но почему он агрессивен? Что заставляет быть таковым? На этот вопрос всегда пытались найти ответ. Высказывались противоположные, порой взаимоисключающие мнения в отношении причин ее возникновения, ее природы, факторов, способствующих ее формированию и проявлению. На сегодня многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека. Среди теорий, естественно, следует указать на теории З. Фрейда, К. Лоренца, Э. Фромма; позиции бихевиористов, инстинктивистов, сторонников их интеграции и т.д.
Все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как:
врожденное побуждение или задаток (теории влечения);
3) познавательные и эмоциональные процессы; 4) актуальное проявление социального.
Агрессия - это намеренное причинение ущерба людям или предметам. Под ущербом понимается и физический ущерб, и отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.
Под агрессивностью понимаются свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии, а под агрессией - действия, направленные на причинение ущерба кому-либо или чему-либо.
Причинами агрессивного
поведения детей могут быть:
-негативизм (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
Работа с детьми, ведущими себя агрессивно, может осуществляться по четырем направлениям.
Первое направление - обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме , амбивалентное отношение к ближнему, т.е. сочетание агрессии с привязанностью. Агрессия ребенка обычно усиливается в периоды возрастных кризисов (первого, второго и третьего года жизни).
Агрессия – попытка ребёнка отстоять свое «Я», поэтому абсолютный запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием – неспособность ребенка проявлять инициативу.
Выходом из такой ситуации может стать обучение малышей прямому проговариванию своих чувств источнику гнева или перенос агрессии на другие неопасные объекты.
Работа с детьми, ведущими себя агрессивно.
Второе направление - обучение детей приемамсаморегуляции и самообладания . Применительно к раннему возрасту оно заключается в выборе занятий, в которых дети могли бы расслабиться и тем самым снять ведущее к агрессии напряжение.
Снятию напряжения у агрессивных детей способствуют также рисование, лепка, музыка, массаж, игры с водой, песком, глиной, использование цвета и другие.
Работа с детьми, ведущими себя агрессивно.
Третье направление, что следует делать при работе с агрессивными детьми, - развивать у них навыки общения с другими ребятами, учить их конструктивным способам общения друг с другом, правилам выхода из конфликтной ситуации . Взрослый может непосредственно показывать ребенку, как конструктивно общаться с другими детьми. Кроме того, помочь в формировании навыков общения может инсценировка взрослым различных конфликтных ситуаций между игрушками, в ходе чего детям не только показываются разные способы решения этих ситуаций, но при помощи вопросов и мягких указаний малыши сами обсуждают поступки героев, эмоционально переживают за них.
Работа с детьми, ведущими себя агрессивно
Четвертое направление - развитие позитивных качеств личности - осуществляется через совместное чтение детской литературы, обсуждение поступков литературных и мультипликационных персонажей, сопереживание им. В повседневной жизни взрослый обращает внимание ребенка на переживания других людей, стремится вызвать сочувствие
к ним.
Обучение взрослых эффективным способам реагирования на агрессивное поведение ребенка
спокойная реакция на агрессивное поведение ребенка находящегося с ним взрослого, примерно такая: "это нехорошо, но ничего из ряда вон выходящего; постепенно ты научишься так не делать". Если взрослый реагирует бурно, ребенок может вновь и вновь вести себя агрессивно только для того, чтобы выявить эмоциональную реакцию взрослого.
желательно стараться находиться рядом с ребенком, чтобы предотвратить агрессию, при первых ее признаках направить малыша по желаемому пути;
отвлечь, дать другую игрушку, предложить ребенку топнуть ногой, изменить место игры и т. п.;
Обучение взрослых эффективным способам реагирования на агрессивное поведение ребенка
если ребенок все сделал правильно, то похвалить, обнять его, побыть рядом;
в случае, когда ребенок бьет другого, незамедлительно увести его и отвлечь, занять чем-то другим;
в ситуации, когда ребенок находится в возбужденном состоянии, ничего ему не говорить, а дождаться, пока малыш успокоится, и только тогда побеседовать с ним;
в случае разрушительной агрессии кратко и однозначно выразить свое недовольство и предложить устранить разгром;
в некоторых случаях использовать мягкое физическое манипулирование, т.е. спокойно взять ребенка на руки и унести с места конфликта, а если ребенок в ответ на удар взрослого также замахивается на него, то задержать руку малыша, извиниться за такое же свое поведение и договориться с ребенком больше так не поступать;
Обучение взрослых эффективным способам реагирования на агрессивное поведение ребенка
- если ребенок отвечает на удар ударом, не надо его ругать за то, что он дерется, потому что это будет воспринято как несправедливость. Желательно объяснить, что вообще лучше договариваться, чем драться (имея в виду, что иногда нет другого выхода, кроме драки). - учить ребенка давать сдачи в возрасте до трех лет не стоит, потому что он не способен понять, в каких ситуациях это надо делать, и может начать давать сдачи, когда его случайно толкнули или когда у него забирают чужую игрушку. - Много забот взрослым приносят и случаи, когда дети кусают друг друга. При таком поведении малышей следует твердо сказать «нельзя!», оказать внимание «жертве», попросить посочувствовать обиженному ребенку, объяснить малышу, что нельзя кусаться, потому что жертва – живой человек и ей больно, а в дальнейшем выяснить причину «кусачести». - иногда, особенно если ребенок тревожный, спокойно принять его агрессию, тем самым давая выход его гневу, и организовать место, где он может выражать агрессию (например, играя в буйные игры на диване, батуте или инсценируя агрессию в игре).