Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Умная головушка" (игры на развитие внимания,памяти, мышления детей 5-7 лет)»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«УМНАЯ ГОЛОВУШКА»
(игры на развитие внимания, памяти, мышления)
Подготовила и провела:
Т.В. Кузнецова – учитель-дефектолог
г. Гусев
март, 2016 г.
В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности ребенка. Психическое развитие дошкольника происходит в игре и в продуктивных видах деятельности, в которых формируются элементы учебной и трудовой деятельности. Можно сказать, что игра – это практика развития. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов , без достаточного развития которых, нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Познавательные процессы - это психические процессы,
в ходе которых с помощью обработки информации создается представление
о действительности
память
мышление
ощущение
воображение
восприятие
внимание
речь
ВНИМАНИЕ – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.
Внимание бывает двух видов
Свойства внимания:
концентрация– интенсивность сосредоточения сознания на объект;
устойчивость– длительность сохранения на одном и том же объекте;
переключаемость– скорость осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой;
распределение– способность выполнять несколько видов деятельности одновременно;
объем– количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в доли секунды
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
«Найди пару»
(концентрация внимания)
«Засели домик»
(переключаемость внимания)
«Найди отличия» (устойчивость внимания)
«Внимательные глазки»
(объем внимания)
игра «Найди пару»
Память
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти:
Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.
Виды мышления:
наглядно-действенное (через практическое действие с объектом) – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наиболее ранний вид мышления, который развивается на протяжении всей жизни человека.
наглядно-образное (с помощью образных представлений) – характеризуется опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно- действенного мышления в наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в образе.
словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями и знаками.
абстрактное (отвлеченное) – совершается на основе
отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
При этом отдельные исследователи выделяют абстрактное
мышление, а другие – нет. Абстракция представляет собой
операцию мышления, состоящую в том, что субъект, вычленяя
какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от
остальных. Абстрактное мышление необходимо для развития
абстрактных наук.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления: