Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Особенности взаимодействия с тревожными детьми»»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Особенности взаимодействия
с тревожными детьми»
Выполнила:
Михеева Л.П. –
педагог-психолог МБДОУ «Нововасюганский детский сад №23»
Тревожность
устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, эмоциональный дискомфорт.
Виды тревожности:
1. Тревожность как качество
личности.
2. Тревожность возрастная.
3. Тревожность ситуативная.
4 вида тревожных детей:
1. Невротики.
2. Расторможенные.
3. Застенчивые.
4. Замкнутые.
Типы тревожных детей.
Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, воспитателя, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Часто становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения - проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой.
Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в получении знаний, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить воспитателя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или воспитателем лично (индивидуально). Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в получении знаний из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как-будто ото всех ждут подвоха.
Портрет тревожного ребёнка:
1. Не может долго работать, не уставая.2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.5. Смущается чаще других.6. Часто говорит о напряженных ситуациях.7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.9. Руки у него обычно холодные и влажные.10. У него нередко бывает расстройство стула.11. Сильно потеет, когда волнуется.12. Не обладает хорошим аппетитом.13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.14. Пуглив, многое вызывает у него страх.15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.16. Часто не может сдержать слезы.17. Плохо переносит ожидание.18. Не любит браться за новое дело.19. Не уверен в себе, в своих силах.20. Боится сталкиваться с трудностями.
Причины возникновения тревожности:
1. Противоречивые требования к ребенку.
2. Конфликт между взрослыми членами семьи.
3.Завышенные требования, несоответствующие возможностям и стремлениям ребенка.
4. Воспитание под девизом "Ты должен делать это лучше всех" .
5. Навязывание чуждых интересов.
6. Эмоциональное отвержение со стороны близких.
7. Повышенная тревожность родителей, их неудовлетворенность жизнью.
8. Врожденная предрасположенность, темперамент.
9. Неполная семья.
10. Частые угрозы.
11. Постоянный страх за его здоровье и жизнь.
12. Дефицит общения со сверстниками и другими детьми.
13. Большая интеллектуальная и физическая нагрузка.
2. Песочная терапия, снежная арт-терапия, сказкотерапия, цветотерапия, работа с пластилином и красками и т.д.
3. Дыхательные упражнения.
4. Игротерапия.
Как играть с тревожными детьми
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
1.Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
2.Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?"
3.Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4.Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.