Просмотр содержимого документа
«Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Использование метода интеллект – карты как средство речевого развития дошкольников»»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонек»
Семинар – практикум
«Использование метода интеллект – карты как средство речевого развития дошкольников»
Подготовила учитель-логопед:
Михайленко Е.М.
2022 г.
Актуальность
…новые идеи, подходы, формы и методы работы
в педагогической деятельности…
метод интеллект – карт
Метод «интеллект-карт»был создан американским учёным и бизнесменомТони Бьюзеном. По-английски он называется"mind maps".Буквально слово"mind"означает"ум",а слово"maps"—"карты".В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин"интеллект-карты".
Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наукВ. М. Акименко,который предложил использовать этотметод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта–это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Метод интеллект- картпомогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Интелект-карта
Речь
Общие требования к составлению
интеллект –карты
Главная идея обводится в центре страницы.
Лист располагается горизонтально.
Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
Каждая мысль обводится.
В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К. Д. Ушинский
НаглядностьВся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Полезные свойства интеллект-карт
Привлекательность
Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
ЗапоминаемостьБлагодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
СвоевременностьИнтеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
ТворчествоИнтеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения
Возможность пересмотраПересмотр интеллект- карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
1.Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так ифронтально.
2.Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
1 вариант:
Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.
Дети по составленной интеллект- карте при любом варианте составляют
предложения.
3.Развитие связной речи
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект- карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Интелект-карта по теме «Осень»
Рекомендации по применению интеллект- карт:
задавайте больше вопросов;
обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
Беседуйте по карте;
составляйте рассказы;
добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;
экспериментируйте
Положительная динамика в речевом развитии :
пополняется словарный запас;
улучшается лексико-грамматическая структура речи;
Дети связно, последовательно излагают свои мысли, рассказывают о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Вывод:
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даётогромные положительные результаты. В условиях реализацииФГОСиспользование интеллект- карты позволяет осуществлятьинтеграцию областей.Данный метод является универсальным способомпознания окружающего мираи знаний, накопленных человеком, а такжеформирует преемственностьмежду детским садом и школой.