Семинар для начинающих педагогов "Формы организации образовательной деятельности в ДОО"
Семинар для начинающих педагогов "Формы организации образовательной деятельности в ДОО"
ЦЕЛЬ: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих педагогов с целью повышения эффективности организации образовательной деятельности в ДОО и повышения качества образования воспитанников.
ЗАДАЧИ:
Актуализировать знания начинающих педагогов о формах организации образовательной деятельности в ДОО.
Разобрать виды, структурные компоненты организационных форм и методику организации данных форм.
Проанализировать каждую форму организации образовательной деятельности с точки зрения педагогической ценности для развития воспитанников.
Закрепить полученные знания в практической работе – составление конспекта по организации режимного момента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар для начинающих педагогов "Формы организации образовательной деятельности в ДОО"»
Формы организации образовательной деятельности в ДОО
Модель
организации образовательной деятельности
Совместная
Самостоятельная
деятельность детей
деятельность взрослого и детей
Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательной деятельности – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей .
НОД
Режимные моменты
Актуальная РППС
Совместная деятельность взрослого и детей
НОД
Режимные моменты
Утренний прием.
Утренняя гимнастика.
Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин) - дежурство
Организация НОД (дежурство)
Организация прогулки.
Организация сна.
Уход домой.
Формы:
Занятие, игра, экскурсия, экспериментирование, беседа, викторина, путешествие, решение проблемных ситуаций, и др.
Образовательную деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, познавательно-исследовательской, музыкальной, изобразительной, восприятия художественной литературы) – по ФГОС ДО.
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО: это «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Таким образом, образовательная деятельность осуществляется постоянно (с 7.30 до 18.00)!!!
Непосредственно-образовательная деятельность (занятие)
Фронтальная форма
Подгрупповая форма
Индивидуальная форма
Делятся на основе дифференцированного подхода
Работа
с индивидуальным ребёнком по конкретной проблеме
Непосредственно образовательная деятельность традиционно осуществляется в трёх формах: индивидуальная, фронтальная и подгрупповая.
В чем различие между индивидуальным и дифференцированным подходом?
Занятие (традиционное)
Начало занятия
Ход занятия
Окончание занятия
- это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей;
- педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Достижение результата - необходимое завершение практической и учебной деятельности на занятии.
предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.
посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей;
качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.
Занятия имеют определенное строение (структуру ), которое во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Объяснение дается деловито, спокойно, в меру эмоционально. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс) занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминают, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указаниями педагога. В случае затруднений такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, наводящего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Некоторым детям порой требуются дополнительные объяснения, показ, непосредственная помощь педагога, другим достаточно словесной инструкции. Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Достижение результата - необходимое завершение практической и учебной деятельности на занятии. Это укрепляет волю ребенка, повышает интерес к приобретению знаний и умений.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи. В младшей группе педагог одобряет детей, хвалит их за усердие, желание выполнить задание, т.е. активизирует положительные эмоции, связанные с содержанием обучения. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, их отношения к выполнению задания. Это делается для того, чтобы ребенок понял сущность учебной задачи, осознал значение внимательного отношения к указаниям педагога, необходимость выполнения работы в определенной последовательности. Оценка учит ребенка видеть свои успехи, а иногда и ошибки, осознавать их причины. В старшей группе к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекаются дети.
Целесообразно напомнить, что обучение детей не ограничивается занятиями . Более того, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога - помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий . С этой целью педагог продумывает задачи и способы организации
обучения детей вне занятий. С кем-то надо повторить стихотворение, кого-то поупражнять в порядковом счете, с некоторыми детьми необходимо попрыгать, побегать... Подобных задач педагог намечает немало, а для их решения выбирает то или иное время дня (время прогулки, утро, когда основная часть детей еще не пришла, и т.д.). Иногда целесообразно объединять нескольких детей, имеющих общие «проблемы» (недостатки звукопроизношения; бедность словарного запаса, пробелы в знаниях, умениях). Такая работа называется дифференцированной.
Обучению детей вне занятий служат дидактические и подвижные игры, подготовка к праздникам, развлечениям; чтение художественной литературы; наблюдения на прогулке и многое другое . Детям старшего дошкольного возраста целесообразно время от времени предлагать «домашние задания», выполнение которых рассчитано на помощь родителей, других членов семьи.
Дидактические игры, словесные игры, проблемные ситуации, работа с раздаточным материалом, работа в тетрадях, путешествие, продуктивная деятельность, экспериментирование и др.
Ритуал начала занятия Организационный момент
Педагогическая оценка
Ритуал окончания занятия
Экскурсия как особый вид занятия
Подготовительный этап
Ход экскурсии
После экскурсионная работа
Подготовка педагога: намечает тему экскурсии, ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки. Решаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр.
Подготовка детей
В ходе самой экскурсиииспользуются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение. Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания.
В конце экскурсииподводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.
Направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии.
Для этого используются такие приемы:
- оформление материалов, принесенных с экскурсии;
обращение к художественным произведениям;
- работа в уголке книги, в уголке природы организация игр;
обобщающие беседы.
Экскурсии представляют собой особый вид занятий , которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всём его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений. Во второй младшей группе экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы - за пределами детского сада.
Экскурсия как форма обучения
Содержание экскурсий определено программой, по которой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет также непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно: наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, театр, концертный зал, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, мастерские) и др. Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад.
Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.
Экскурсия имеет определенные структурные части , неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая после экскурсионная работа .
В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог (при календарном планировании образовательной работы) намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки. Решаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр.
Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходима в силу того, что их учебная деятельность будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Ее результаты во многом зависят от психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе экскурсии. Для этого используются такие педагогические приемы и средства:
- сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии (о маскирующей окраске животных, об электричестве, которое приводит в движение не только домашнюю технику, но и транспортные средства - троллейбус, трамвай);
- актуализация опыта детей (перед экскурсией в музей педагог интересуется, кто из детей бывал в музее, что видел, что понравилось);
- использование произведений искусства (художественная литература, репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.
В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение. Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания.
При этом используются вопросы разных типов:
- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами, особенностями);
- стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.
Пояснения на экскурсии должны касаться того, что Дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.
На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, продавец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.). Педагог заранее готовит такую беседу.
В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.
В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.
Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии. Для этого используются такие приемы:
- оформление материалов, принесенных с экскурсии. Это могут быть шишки, желуди, камни и др.;
- обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;
- работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев);
- организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.);
- обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.
Экскурсия
для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии.
постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;
образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.
Экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений
При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:
- экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;
- для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;
постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;
- на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
восприятие художественной литературы и фольклора
восприятие художественной литературы и фольклора
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
двигательная активность
двигательная активность
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
двигательная активность
двигательная активность
Непосредственно-образовательная деятельность по ФГОС ДО
Непосредственно образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения ООП дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
8
Схема развития любого вида деятельности
сначала она осуществляется
в совместной деятельности
со взрослым
затем в совместной деятельности
со сверстниками
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
и становится самодеятельностью
9
Этапы НОД
1.
2.
Начальный этап деятельности
Характеристика действий
3.
В ходе процесса деятельности
Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».
Заключительный этап деятельности
Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.
Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей в соответствии с ФГОС ДО – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации НОД (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность. Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.
Организация непосредственно образовательной деятельности в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом (смотри на слайде).
Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются: - включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; - добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); - свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства); - открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим». Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нем детей просто не возникает.
Характеризуемыеобъекты
Партнерская форма (ФГОС ДО)
Понятие
Позиция взрослого в пространстве группы
Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением
Традиционная (школьно-урочная) форма
Организация пространства
Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)
Воспитатель – это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует
Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга).
Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
Степень свободы
Взрослый – учитель, отдален от детей, вне круга, противостоит детям, над ними
«Чреватость» позиции воспитателя
Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.
(например, за письменным столом как на школьном уроке)
Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенка
Разрешено свободное общение (рабочий гул)
Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту
Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценки («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком).
Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на перемещение.
Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.
Запрещено свободное общение детей. Вводится дисциплинарное требование тишины
Вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх что-то сделать не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.
Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции
Детская деятельность
Примерные формы организации
Двигательная
непосредственно образовательной деятельности
*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания
Игровая
*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры
Изобразительная
Восприятие художественной литературы и фольклора
и Конструирование
*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи
*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг
Познавательно-исследовательская
*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения
Коммуникативная
*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта
Музыкальная
*Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры
Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:
- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- использование цикличности и проектной организации содержания образования;
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.
Образовательная деятельность,
осуществляемая при проведении режимных моментов
Не умаляя значимости развития интеллектуальных, физических качеств и предпосылок учебной деятельности, остановимся на проблеме формирования общей культурыи развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.
Основными составляющими общей культуры , выделенными И.А. Зимней, являются: культура здоровья (культура питания, культура сна, культура безопасности жизнедеятельности) и социальная культура (культура поведения и общения, культура деятельности).
Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей.
В таблице режимные моменты расписаны по 5 образовательным областям ФГОС ДО,
Режимный момент
Сам
режимный момент
Завершение режимного момента
Подготовка к режимному моменту
Каждый режимный момент может включать следующие организационные моменты ( структурные компоненты ): подготовка к режимному моменту (подготовка к прогулке, подготовка к приему пищи, подготовка ко сну и т.п.), сам режимный момент (прогулка, прием пищи, сон и т.п.), завершение режимного момента (возвращение с прогулки, завершение приема пищи, постепенный подъем и т.п.),
Организация питания
Завершение режимного момента
Подготовка к режимному моменту
Сам
режимный момент
Приём пищи
Гигиенические процедуры;
Дежурство
Завершение приёма пищи
Полоскание рта
Дежурство
Методы и приёмы:
Методы и приёмы:
- презентация меню;
- ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;
Методы и приёмы:
- ознакомление с правилами этикета;
- действия по словесному указанию;
- самообслуживание; помощь взрослых;
ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;
действия по словесному указанию;
поручения и задания, дежурства;
- поручения и задания, дежурства;
- сервировка стола;
Например, рассмотрим такой режимный момент, как организация питания.
Для благоприятного прохождения процесса питания за каждым ребенком закрепляется индивидуальное место. Столы и стулья соответствуют росту детей. Перед каждым приемом пищи столы обрабатываются влажной салфеткой.
Столовые приборы (тарелка, ложка, вилка, нож) раскладываются на индивидуальные салфетки. Их набор определяется меню блюд. Чайные чашки устанавливаются на блюдцах. К компоту с фруктами подается чайная ложка. Бумажные салфетки ставятся в салфетницах, хлеб подается в хлебницах.
В сервировке столов принимают участие воспитанники (дежурные), осваивающие правила подготовки столов к приему пищи:
• перед сервировкой столов необходимо привести свой внешний вид в порядок, вымыть руки;
• индивидуальные салфетки раскладываются после обработки столов влажной салфеткой;
• приборы на индивидуальные салфетки раскладываются в определенном порядке: тарелка в центре; ложка, вилка, нож лежат строго параллельно друг другу и тарелке.
Мотивация детей на дежурство обеспечивается предварительным сообщением дежурному меню, обсуждением необходимых приборов для сервировки стола, набором атрибутов для дежурных: передник и колпак в соответствующем полу ребенка цветовом и дизайнерском оформлении.
По завершении приема пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки.
Для полоскания полости рта после еды помощником воспитателя готовятся индивидуальные стаканчики с охлажденной кипяченой водой.
В процессе организации питания соблюдается принцип эмоционального благополучия детей, решаются задачи столового этикета и культуры питания.
Перед приемом пищи дети тщательно моют руки, а если нужно, и лицо. Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садятся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных.
Основные направления ОД:
при подготовке к приёму пищи : формирование представлений о необходимости гигиенических процедур и формирование культурно-гигиенических навыков;
при дежурстве : формирование представлений о дежурстве как проявлении заботы о других людях и развитие умений готовить обеденную зону к проведению питания;
при приёме пищи : формирование навыков культуры еды: формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого принятия пищи, тщательного ее пережевывания;
Развивать представления
о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека;
- об этикетных нормах и правилах поведения за столом.
Формировать навыки безопасного и культурного поведения во время принятия пищи:
- Развивать умения поддерживать порядок на столе (С, Х-Т).
- Формировать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей.
- Формировать чувство благодарности к повару, помощнику воспитателя, машинисту по стирке белья, дежурному.
при завершении приёма пищи : формирование навыков культуры еды :
- Формировать навык пользования салфеткой по мере необходимости и при завершении питания, навык полоскания рта после принятия пищи.
Развивать умение оценивать состояние столов по завершению питания, оказывать помощь помощнику воспитателя .
Учить полоскать рот после еды.
Правила организации питания
Последовательность блюд должна быть постоянной.
Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.
Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.
Пять правил «не»
Не принуждать;
Не навязывать;
Не ублажать;
Не торопить;
Не отвлекать.
Таким образом , мы видим, что образовательная деятельность не останавливается даже при проведении режимных моментов.
Самостоятельная деятельность детей.
Для организации самостоятельной деятельности детей, педагоги актуализируют РППС по тому направлению или лексической теме, которая необходима: вносят атрибуты, материалы, предметы-заместители, худ. литературу, игрушки, игры и др. Тем самым обеспечивают с одной стороны - самостоятельную деятельность детей, с другой стороны – направляют эту самостоятельную деятельность в нужном направлении (теме).