Роль развивающей предметно-пространственной среды, как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей
Роль развивающей предметно-пространственной среды, как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей
Правильно организованная предметно-пространственная среда и её содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка инициативы в разных видах деятельности также являются важными условиями развития детской познавательной активности и творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль развивающей предметно-пространственной среды, как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей»
.Роль развивающей предметно-пространственной среды, как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей.
Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Это является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам дошкольников. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остаётся в современной педагогике одной из самых актуальных. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Одним из способов поддержки детской инициативы и самостоятельности является создание развивающей предметно - пространственной среды (РППС), которая является частью целостной образовательной среды.
– это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
- это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
В соответствии с требованиями ФГОС (п.3.3.4) и условиями реализации программы «От рождения до школы» РППС группы проектирована по следующим принципам:
- Насыщенность (соответствует возрастным особенностям детей); обеспечивает активность детей в различных видах деятельности при наличии разнообразия материалов, оборудования, инвентаря в группе;
- Доступность (свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающих все виды детской активности;
- Вариативность (многофункционально, обеспечивает свободный выбор);
- Трансформируемость (оборудование мобильно, легко снимается, переносится в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей);
- Рациональность (задействовано все пространство группы, оставляя при этом достаточно свободной площади).
Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) делится на 5 образовательных областей:
Социально – коммуникативная:
- Центр ПДД;
- Центр пожарной безопасности;
- Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр);
- Центр « Моя родина-Россия».
Речевая:
- Центр речевого развития или грамотности;
- Центр Книги.
Познавательная:
- Центр «Уголок Природы»;
- Центр сенсорного развития;
- Центр конструктивной деятельности;
- Центр математического развития;
- Центр экспериментирования.
Физическая:
- Центр физического развития;
Художественно – эстетическая:
- Центр ИЗО или уголок творчества;
- Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО.
В нашей группе мы стараемся создавать необходимые условия для развития инициативы, самостоятельности и творчества ребенка.
Ведь развитие детей зависит от среды в той же мере, как и от всего остального их окружения. Развивающая предметно-пространственная среда может обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему в течение дня наиболее полно реализовать собственные возможности, найти для себя увлекательное дело.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности и творчества.
Центры игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательные центры.
Центр книг.
Центры художественно-эстетического развития. Для стимулирования детского творчества и инициативности в театрализованной деятельности в группе созданы: «Уголок ряжения», «Уголок масок», «Уголок музыки» разнообразные виды театров. Все детские задумки, фантазии, дети передают в ролях, самостоятельно выбранных ими или обыгрывают с различными куклами.
Физкультурный центр.
Заключение
Таким образом, правильно организованная предметно - пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка инициативы в разных видах деятельности также являются важными условиями развития детской познавательной активности и творчества.
А педагогу дошкольного образования важно владеть способами поддержки детской инициативы, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.
Также развивающая предметно - пространственная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, психологической защищенности, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Преобразовывая предметно – пространственную среду в соответствии с ФГОС необходимо обратить внимание на оснащение групп полифункциональной мебелью, пособиями, играми и игрушками, способствующими стимулированию инициативы и самостоятельности детей.
. Список литературы
Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы"Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Часть 2: Детский сад – территория успеха. – 2015. Сборник практических материалов по организации развивающей предметно-пространственной среды (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №53» ЗАТО Северск). Материалы предназначены для педагогов, администрации дошкольных учреждений всех типов