kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль развивающей предметно-пространственной среды, как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильно организованная предметно-пространственная среда и её содержательное наполнение,  организация совместной практической деятельности взрослых и детей,  поддержка инициативы в разных видах деятельности также являются важными условиями развития детской познавательной активности и творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль развивающей предметно-пространственной среды, как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей»

. Роль развивающей предметно-пространственной среды, как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей.


Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Это является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам дошкольников. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остаётся в современной педагогике одной из самых актуальных. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Одним из способов поддержки детской инициативы и самостоятельности является создание развивающей предметно - пространственной среды (РППС), которая является частью целостной образовательной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС):

– это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

- это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

В соответствии с требованиями ФГОС (п.3.3.4) и условиями реализации программы «От рождения до школы» РППС группы проектирована по следующим принципам:

- Насыщенность (соответствует возрастным особенностям детей); обеспечивает активность детей в различных видах деятельности при наличии разнообразия материалов, оборудования, инвентаря в группе;

- Доступность (свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающих все виды детской активности;

- Безопасность (оборудование выполнено из натуральных материалов: дерево, ткани; надежно закреплено, практично, безопасно);

- Вариативность (многофункционально, обеспечивает свободный выбор);

- Трансформируемость (оборудование мобильно, легко снимается, переносится в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей);

- Рациональность (задействовано все пространство группы, оставляя при этом достаточно свободной площади).

Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) делится на 5 образовательных областей:

Социально – коммуникативная:

- Центр ПДД;

- Центр пожарной безопасности;

- Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр);

- Центр « Моя родина-Россия».

Речевая:

- Центр речевого развития или грамотности;

- Центр Книги.

Познавательная:

- Центр «Уголок Природы»;

- Центр сенсорного развития;

- Центр конструктивной деятельности;

- Центр математического развития;

- Центр экспериментирования.

Физическая:

- Центр физического развития;

Художественно – эстетическая:

- Центр ИЗО или уголок творчества;

- Центр музыкально-театрализованной деятельности.

Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО.

В нашей группе мы стараемся создавать необходимые условия для развития инициативы, самостоятельности и творчества ребенка.

Ведь развитие детей зависит от среды в той же мере, как и от всего остального их окружения. Развивающая предметно-пространственная среда может обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему в течение дня наиболее полно реализовать собственные возможности, найти для себя увлекательное дело.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности и творчества.

Центры игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательные центры.

Центр книг.

Центры художественно-эстетического развития. Для стимулирования детского творчества и инициативности в театрализованной деятельности в группе созданы: «Уголок ряжения», «Уголок масок», «Уголок музыки» разнообразные виды театров. Все детские задумки, фантазии, дети передают в ролях, самостоятельно выбранных ими или обыгрывают с различными куклами.

Физкультурный центр.

Заключение

Таким образом, правильно организованная предметно - пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка инициативы в разных видах деятельности также являются важными условиями развития детской познавательной активности и творчества.

А педагогу дошкольного образования важно владеть способами поддержки детской инициативы, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Также развивающая предметно - пространственная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, психологической защищенности, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Преобразовывая предметно – пространственную среду в соответствии с ФГОС необходимо обратить внимание на оснащение групп полифункциональной мебелью, пособиями, играми и игрушками, способствующими стимулированию инициативы и самостоятельности детей.

. Список литературы

  • Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы"Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019

  • Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

  • Методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Часть 2: Детский сад – территория успеха. – 2015. Сборник практических материалов по организации развивающей предметно-пространственной среды (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №53» ЗАТО Северск). Материалы предназначены для педагогов, администрации дошкольных учреждений всех типов













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кочеткова О.В., Евтеева М.В.

Дата: 14.12.2022

Номер свидетельства: 620399


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
1960 руб.
1280 руб.
1970 руб.
1360 руб.
2090 руб.
1510 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства