kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушением зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения"»

Рекомендации тифлопедагога по организации  логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения Составитель: учитель – дефектолог Литвиненко И.С.

Рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения

Составитель: учитель – дефектолог Литвиненко И.С.

Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушением зрения.    Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что у данной категории детей речевые нарушения встречаются в два раза чаще , чем у нормально развивающихся сверстников.

Недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми в доречевой период, небольшие возможности подражательной деятельности, сужение познавательного процесса, уменьшение развития двигательной сферы, средовые условия воспитания обуславливают замедленный темп развития речи детей с нарушением зрения.

Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что у данной категории детей речевые нарушения встречаются в два раза чаще , чем у нормально развивающихся сверстников.

Группы детей с различной степенью тяжести нарушений зрения и речи. Для детей первой группы характерна несформированность всех языковых систем. Снижено понимание речи. Развернутая речь отличается лексико-грамматическим недоразвитием. Беден словарный запас. Имеются множественные нарушения фонетической стороны речи, отсутствуют фонематические представления.  У детей второй группы обширно представлены нарушения фонетической стороны речи. Отмечается несформированность фонематических представлений.  У детей третьей группы речевые нарушения проявляются в отсутствии или искажениях звуков. Дети не испытывают затруднений при обучении фонематическому восприятию.

Группы детей с различной степенью тяжести нарушений зрения и речи.

  • Для детей первой группы характерна несформированность всех языковых систем. Снижено понимание речи. Развернутая речь отличается лексико-грамматическим недоразвитием. Беден словарный запас. Имеются множественные нарушения фонетической стороны речи, отсутствуют фонематические представления.
  • У детей второй группы обширно представлены нарушения фонетической стороны речи. Отмечается несформированность фонематических представлений.
  • У детей третьей группы речевые нарушения проявляются в отсутствии или искажениях звуков. Дети не испытывают затруднений при обучении фонематическому восприятию.

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения Использование стимульного материала в зависимости от зрительной патологии ребенка. Учет зрительной нагрузки ,включение в занятие гимнастики для глаз. Переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое. Размещение детей на занятии с учетом рекомендаций тифлопедагога. Индивидуализация подхода к коррекции речи у детей с нарушением зрения.

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения

  • Использование стимульного материала в зависимости от зрительной патологии ребенка.
  • Учет зрительной нагрузки ,включение в занятие гимнастики для глаз.
  • Переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое.
  • Размещение детей на занятии с учетом рекомендаций тифлопедагога.
  • Индивидуализация подхода к коррекции речи у детей с нарушением зрения.

Заболевания зрительной системы , наиболее часто встречающиеся у дошкольников Астигматизм Гиперметропия Косоглазие Миопия Амблиопия

Заболевания зрительной системы , наиболее часто встречающиеся у дошкольников

Астигматизм

Гиперметропия

Косоглазие

Миопия

Амблиопия

Амблиопия- ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора.

Амблиопия- ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора.

Астигматизм-недостаток преломляющей способности глаза, состоящий в том, что лучи, вышедшие из одной точки не собираются вновь в одном фокусе на сетчатке глаза, и изображение получается расплывчатым.

Астигматизм-недостаток преломляющей способности глаза, состоящий в том, что лучи, вышедшие из одной точки не собираются вновь в одном фокусе на сетчатке глаза, и изображение получается расплывчатым.

!  В случае, когда у ребенка имеются такие заболевания зрительной системы, как амблиопия или астигматизм, необходимо рекомендовать родителям обратиться к специалистам ПМПК с целью определения оптимальных условий развития ребенка и выбора образовательного маршрута.

! В случае, когда у ребенка имеются такие заболевания зрительной системы, как амблиопия или астигматизм, необходимо рекомендовать родителям обратиться к специалистам ПМПК с целью определения оптимальных условий развития ребенка и выбора образовательного маршрута.

Гиперметропия (дальнозоркость)- вид аномалии рефракции, при которой параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются за сетчаткой

Гиперметропия (дальнозоркость)- вид аномалии рефракции, при которой параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются за сетчаткой

Стимульный материал  мелких размеров    Расстояние от зеркала, учебной доски до  ребенка не менее 1 метра   Изображения должны предъявляться на  цветном фоне (преимущественно зеленого или оранжевого цветов)

Стимульный материал мелких размеров Расстояние от зеркала, учебной доски до ребенка не менее 1 метра Изображения должны предъявляться на цветном фоне (преимущественно зеленого или оранжевого цветов)

Миопия (близорукость)-вид аномалии рефракции, при которой параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются перед сетчаткой

Миопия (близорукость)-вид аномалии рефракции, при которой параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются перед сетчаткой

Стимульный материал крупных  размеров.   Расстояние от зеркала, учебной доски до ребенка не более 1-1,5 м.   Изображение должно предъявляться на цветном фоне  ( преимущественно зеленого или оранжевого цветов)

Стимульный материал крупных размеров. Расстояние от зеркала, учебной доски до ребенка не более 1-1,5 м. Изображение должно предъявляться на цветном фоне ( преимущественно зеленого или оранжевого цветов)

Косоглазие –нарушение в симметричном положении глаз, при взгляде прямо или других направлениях взора расходящееся сходящееся альтернирующее

Косоглазие –нарушение в симметричном положении глаз, при взгляде прямо или других направлениях взора

расходящееся

сходящееся

альтернирующее

При сходящемся косоглазии расстояние от поверхности стола до глаз должно быть не менее 30 см.

При сходящемся косоглазии расстояние от поверхности стола до глаз должно быть не менее 30 см.

При расходящемся косоглазии наглядный материал следует размещать на подставке.  Угол наклона около 15 градусов.

При расходящемся косоглазии наглядный материал следует размещать на подставке.

Угол наклона около 15 градусов.

Гимнастика , направленная на повышение остроты зрения   «ДА-ДА»

Гимнастика , направленная на повышение остроты зрения

«ДА-ДА»

«НЕТ-НЕТ»

«НЕТ-НЕТ»

«КРЕСТИК»

«КРЕСТИК»

«КВАДРАТ»

«КВАДРАТ»

«ЧАСЫ»

«ЧАСЫ»

Гимнастика направленная на снятие зрительного напряжения « ПАЛЬМИНГ» Растираем ладони , до ощущения тепла. Закрываем глаза. Прикрываем веки ладонями (1-2 мин.). Глаза закрыты. Поочередно опускаем и Поднимаем руки ( 1раз). Упражнение «Капризный ребенок». Упражнение «Очки». Часто моргаем. Открываем глаза.

Гимнастика направленная на снятие зрительного напряжения

« ПАЛЬМИНГ»

  • Растираем ладони , до ощущения тепла.
  • Закрываем глаза.
  • Прикрываем веки ладонями (1-2 мин.).
  • Глаза закрыты. Поочередно опускаем и
  • Поднимаем руки ( 1раз).
  • Упражнение «Капризный ребенок».
  • Упражнение «Очки».
  • Часто моргаем.
  • Открываем глаза.

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Литвиненко Инна Сергеевна

Дата: 19.11.2020

Номер свидетельства: 563812


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства