Речевое развитие дошкольников в контексте личностно-деятельностного подходав образовательной деятельности, обеспечивающей достижение требований ФГОС
Речевое развитие дошкольников в контексте личностно-деятельностного подходав образовательной деятельности, обеспечивающей достижение требований ФГОС
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
•владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; •стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; •проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие дошкольников в контексте личностно-деятельностного подходав образовательной деятельности, обеспечивающей достижение требований ФГОС»
Речевое развитие дошкольников в контексте личностно-деятельностного подходав образовательной деятельности, обеспечивающей достижение требований ФГОС
Все мы родом из детства
Наши проблемы тоже!
Определение направлений и условий развития речи у детей – одна из важнейших педагогических задач!
Роль речи в психическом развитии ребенка
формирование личности в целом;
формирование всех основных психических процессов
Из ФГОС дошкольного образования
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
Из ФГОС дошкольного образования:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать разные интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Решение проблем не может быть простым и одномоментным!
Язык – средство общения.
С помощью речи осуществляется общение.
Необходимо
Правильно выбирать мотив общения
Расширять речевую среду за счет целенаправленных педагогических воздействий
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание
Развитие речи
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических приемов и собственных речевых упражнений ребенка
Морфология — раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.
Си́нтаксис — раздел грамматики, изучающий строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи.
Личностно-деятельностный подход
В центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад
Пример. Развитие речи детей 3 – 4 лет
Зависимость от следующих факторов:
- речевого окружения (речевой среды);
- педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания
Особенности работы
Выбор мотива общения: «Научи меня, пожалуйста…» (осознание взросления, самостоятельности), «Где вы были? Что видели? Откуда эта вещь?» (отсроченное переживание);
Рассказы воспитателя детям: о жизни группы (о действительных событиях прошедшего дня, о предстоящих событиях), о детях группы, о своих проблемах, интересных наблюдениях, о трудных житейских ситуациях;
Особенности работы
Создание проблемной ситуации: помощь взрослому, «не очень умелому и рассеянному»;
Новые приключения любимых детьми героев – главных действующих лиц сюжетных картинок;
Проигрывание ролевых диалогов: «Помогите, доктор!», «Ты кто? Зачем пришел?», «А ты скажи: «Не хочу!»», «Кем будешь ты? А кем я буду?»
Приобщение к книге: чтение по ролям, хороводные игры, чтение стихов
Направления работы
Работа на специальных занятиях
и в повседневной жизни!
- обогащение, уточнение и активизация словаря;
- работа по различению и правильному произнесению звуков, отработке речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса (уточнение произношения звука, закрепление звука в словах и фразовой речи);
- усвоение грамматических норм языка (морфологических и синтаксических)
Пример. Развитие речи детей 6 – 7 лет
Рассказы взрослых о различных явлениях и событиях («погружение» ребенка в речь взрослого и заимствование из него речевых образцов);
Речевые занятия с прогнозированием развивающего эффекта (активизация словаря и разнообразных грамматических форм): «Кто назовет больше качеств? Как сказать иначе? Чем похожи (не похожи) предметы? Назови предметы. Чем похожи слова? (соловушка, калинушка, Иванушка; прибежал, прилетел, прискакал; книга, книжица, книжная)»;
Формирование звуковой культуры речи
Подготовка к обучению грамоте:
- совершенствование фонематического слуха;
- формирование представления о предложении;
- обучение делению предложений на слова, слов – на слоги и звуки;
- составление предложений из 3-4 слов и слов из 2-3 слогов;