Просмотр содержимого документа
«Развиваем речь играя»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ - ИГРАЯ
Рекомендации для повышения эффективности работы по формированию связной монологической речи детей 5-7 лет с ОНР-III уровня посредством пальчиковых театров
Составил: Шибанова И.И., воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 221»
Актуальность
Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто её решает – а это, в первую очередь мы, педагоги общеобразовательных учреждений, - актуальной и необходимой остаётся проблемаречевого воспитания дошкольников.
Проблемность
Не утешительным остается и тот факт, что детей с общим недоразвитием речи (ОНР) становится все больше, это побуждает искать и использовать в своей работе разнообразные средства, способствующие эффективному формированию речи у данной категории детей.
И. Кант:«Рука – это вышедший наружу мозг человека».
Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», являетсятеатр.Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.
Благодаря огромному развивающему потенциалу театрализованных игр, я широко использую их в работе с детьми с ОНР, аименнопальчиковые театры.
Причем в процессе изготовления кукольных персонажей и декораций участвуют сами дети.
В.А. Сухомлинский:«истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые источник творческой мысли».
РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА
Работа над созданием игрушки - это очень увлекательное занятие.
Игрушка, сделанная своими руками, особенно дорога ребенку, с ней гораздо увлекательнее изображать разных героев сказок, мультфильмов, песенок, небольших рассказов, и даже собственно придуманных историй.
В пальчиковом театре используется режиссерская игра. В ней ребенок не сам исполняет роль какого-либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном случае театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.
ВИДЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ТЕАТРОВ
Театр плоских силуэтов из картона
Театр из двух частей
Театр головок из мячиков пинг-понг
Театр головок из бумажных стаканчиков
Театр головок из спичечных коробков
театр вязаный крючком
Театр головок из соленого теста
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Организацию работы по формированию связной монологической речи детей посредством театрализованной деятельности в ДОУ осуществляю через:
совместную деятельность детей с педагогом и сверстниками,
специально организованные театральные игры и упражнения,
свободные (самостоятельные) игры с пальчиковыми театрами.
Непосредственная работа с детьми происходит в процессе кружковой работы.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Занятия строятся в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа;
На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного;
В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.
РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ
Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текста сказок;
Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ;
Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет выступать ребенку в роли автора, используя только монологическую речь;
На занятиях используются тексты сказок с выделением основных эпизодов. Сохраняется основной сюжет и главная мысль.
Основные действия с куклой
Правила пользования куклой
Кукла полностью надевается на палец
Один ребенок может надевать одну или несколько кукол на руку
Кукла смотрит на зрителя или на другую куклу
Положение куклы вертикальноИмитация шагов куклы с передвижением руки
Повороты
Покачивания
Поклоны
Работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра строится в следующей последовательности :
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняумения составлять пересказ.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняумения составлять рассказ.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ
1. Подготовительный этап.
Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.