Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста страдающих ДЦП
Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста страдающих ДЦП
В последние годы своей работы особый акцент делаю на теме «Роль продуктивной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников»
Выбор данной темы возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально – культурных запросов, Федеральных государственных стандартов, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мировоздания, способность находить выход из сложных жизненный ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста страдающих ДЦП»
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №49»
Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности
Опыт работы воспитателя
Громик Марины Викторовны
2014 год
Актуальность
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГТ, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.
Ведущая педагогическая идея опыта
Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, инициативности , а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.
Цель моей педагогической деятельности .
создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Задачи:
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество».
Отбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность, формирование их психолого – педагогической компетентности в области детского художественного творчества.
Формирование у детей позиции художника- творца, поддержка проявления самостоятельности , инициативности, индивидуальности, активизация творческих проявлений
Развитие собственной креативности.
Развитие у детей компонентов продуктивной деятельности:
- целеполагания,
- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,
- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
Анализ результатов педагогической деятельности.
Методическая литература по теме опыта:Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности»,А.М.Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой,журналы «Цветной мир», «Творчество в детском саду»
Создание условий для творческой активности детей
В группе создан «центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. В уголке есть стенд для выставки детских работ.
Совместная деятельность
Игровые образовательные ситуации
Самостоятельная деятельность детей
Формы организации продуктивной деятельности
Совместная деятельность со взрослыми
Макет Сельский двор
Театр из соленого теста
Методы и приемы
Приемы ТРИЗ-технологий , например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».
Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.
Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.
В рисовании:
ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями;
в лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги, репейника.
В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты , бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина. Использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы), окрашенного песка и других материалов.
Сочетание разной по фактуре бумаги, ваты в одном рисунке
Сочетание рисования с аппликацией
Использование нетрадиционных техник изображения,
Улица города
Сказочный мир
Использование приема сотворчества и коллективных работ
Мандала раскрашеная гуашью
насыпная мандала
Использование рисуночной техники «мандала».
методы и формы работы с родителями
Совместные с детьми выставки, конкурсы, проекты
Консультации для родителей, мастер - классы
Следующее условие формирование художественно - творческих способностей детей развитие креативности самого педагога.
Занимаюсь дизайном и изготовлением мебели в группе, в месте с детьми оформляем группу картинами из соленого теста, люблю шить, вязать, занимаюсь тканевой скульптурой. Свои работы выставляю на выставках в сельской библиотеке, краеведческом музее.
Результаты моей педагогической деятельности:
Дети
Взрослые
Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.
Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.
Появился интерес к творческому экспериментированию.
У детских работ появился индивидуальный почерк.
Повысился уровень ручной умелости,
Повысился уровень художественно – творческих способностей.
- Создала развивающую среду в группе.
-Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности .
- Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.
- Разработала перспективный план по образовательной области «Художественное творчество».