kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. »

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ

  Цели и задачи моей работы

Цели: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента;

- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

Задачи:

1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Развивать представление об основных физических явлениях.

3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.

4. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. »»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА Дошкольное образовательное учреждение № 5 «Красная шапочка»  МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. » Воспитатель :Попова Инна Валентиновна

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

Дошкольное образовательное учреждение № 5 «Красная шапочка»

МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе

опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. »

Воспитатель :Попова Инна Валентиновна

«Ребенок  -это не сосуд, который нужно   заполнить, а огонь, который  нужно зажечь»   Мое педагогическое кредо –слово восточного мудреца:

«Ребенок  -это не сосуд, который нужно

  заполнить, а огонь, который 

нужно зажечь»

 

Мое педагогическое кредо –слово восточного мудреца:

Актуальность - создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Актуальность - создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребенку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Цели и задачи моей работы  Цели: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; - Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента;

Цели и задачи моей работы

Цели: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента;

  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи:  1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. 2. Развивать представление об основных физических явлениях. 3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. 4. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека. 5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

Задачи:

1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Развивать представление об основных физических явлениях.

3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.

4. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

Вводный мониторинг. Проводится по методике «Выбор деятельности» Л.Н. Прохорова. Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.  Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая;  2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы;  6 – конструирование. Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.     Результаты оформляются в таблицу:

Вводный мониторинг.

Проводится по методике «Выбор деятельности» Л.Н. Прохорова.

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

1 – игровая;

2 – чтение книг;

3 – изобразительная;

4 – детское экспериментирование;

5 – труд в уголке природы;

6 – конструирование.

Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

    Результаты оформляются в таблицу:

№ ФИО ребенка 1. Выбор деятельности 2. .Азарова 1 Боркова 2 3. Войтович 4. 3 1б Гришин 4 5. 3б 6. 3б Галушко 5 2б 2б Гребенюк 7. 2б 1б 3б 6 Жакина 2б 8. 3б 1б 9. Жук 3б 1б 2б 3б 1б 10. Кондратенко 1б 11. Кравченко 2б 3б 1б Кудрявцев 12. 1б 3б 1б 3б Курсиш 2б 2б 13. Лико 14. 2б 1б 3б 1б 15. Максимча 2б Волков 2б 3б 16. 1б 2б 2б 17. Опарий 3б 3б 1б 3б Рустамова 3б 2б 3б 1б 18. 19. 2б Толок 20. Прохоров 1б 1б Хандус 21. 2б 2б 2б 22. Поклад 2б 1б Криворучко 1б 1б 2б 23. 3б 3б 3б 24. 1б Газиев Лукьянченко 2б 2б 2б 1б 1б 3б 2б 2б 3б 2б 1б 1б 2б Результаты мониторинга

ФИО ребенка

1.

Выбор деятельности

2.

.Азарова

1

Боркова

2

3.

Войтович

4.

3

Гришин

4

5.

6.

Галушко

5

Гребенюк

7.

6

Жакина

8.

9.

Жук

10.

Кондратенко

11.

Кравченко

Кудрявцев

12.

Курсиш

13.

Лико

14.

15.

Максимча

Волков

16.

17.

Опарий

Рустамова

18.

19.

Толок

20.

Прохоров

Хандус

21.

22.

Поклад

Криворучко

23.

24.

Газиев

Лукьянченко

Результаты мониторинга

21

21

Вывод: На первом месте у детей преобладает изобразительная деятельность (37 баллов), на втором месте конструирование и игровая деятельность (по 21 баллу), на третьем месте – чтение художественной литературы (18 баллов), на четвертом месте – труд в уголке природы, и только на пятом месте находится экспериментирование (9 баллов).

Вывод: На первом месте у детей преобладает изобразительная деятельность (37 баллов), на втором месте конструирование и игровая деятельность (по 21 баллу), на третьем месте – чтение художественной литературы (18 баллов), на четвертом месте – труд в уголке природы, и только на пятом месте находится экспериментирование (9 баллов).

Этапы моей работы по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

Этапы моей работы по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Изобразительная деятельность Развитие речи ФЭМП наблюдение Детское экспериментирование Музыкальное воспитание труд Физическое воспитание Чтение художественной литературы

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Изобразительная деятельность

Развитие речи

ФЭМП

наблюдение

Детское экспериментирование

Музыкальное воспитание

труд

Физическое воспитание

Чтение художественной литературы

Классификация экспериментов. • По характеру объектов, используемых в эксперименте.  • По месту проведения опытов. • По количеству детей. • По причине их проведения. • По характеру включения в педагогический процесс. • По продолжительности. • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом.   • По месту в цикле:  первичные; повторные; заключительные и итоговые. • По характеру мыслительных операций. • По характеру познавательной деятельности детей. • По способу применения в аудитории.

Классификация экспериментов.

По характеру объектов, используемых в эксперименте. 

По месту проведения опытов.

По количеству детей.

По причине их проведения.

По характеру включения в педагогический процесс.

По продолжительности.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом.  

По месту в цикле:  первичные; повторные; заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций.

По характеру познавательной деятельности детей.

По способу применения в аудитории.

Для результативной и качественной работы в данном направлении я разработала следующую систему. Распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по 3 направлениям. Неживая природа : почва, вода ,воздух ,песок, камни, явления природы , звук Живая природа :многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде Человек : функционирование организма , рукотворный мир, материалы и их свойства Экспериментальная деятельность

Для результативной и качественной работы в данном направлении я разработала следующую систему. Распределила опытно-экспериментальную деятельность детей по 3 направлениям.

Неживая природа : почва, вода ,воздух ,песок, камни, явления природы , звук

Живая природа :многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде

Человек : функционирование организма , рукотворный мир, материалы и их свойства

Экспериментальная деятельность

При организации экспериментально-исследовательской деятельности использую следующие методы и приемы: Методы и приемы Беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера , наблюдения Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) Фиксация результатов : наблюдений опытов , экспериментов , трудовой деятельности Погружение в « краски», звуки, запахи и образы природы Подражание голосам и звукам природы Использование художественного слова Дидактические игры , игровые и творческие развивающие ситуации Трудовые поручения , действия

При организации экспериментально-исследовательской деятельности использую следующие методы и приемы:

Методы и приемы

Беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера , наблюдения

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)

Фиксация результатов : наблюдений опытов , экспериментов , трудовой деятельности

Погружение в « краски», звуки, запахи и образы природы

Подражание голосам и звукам природы

Использование художественного слова

Дидактические игры , игровые и творческие развивающие ситуации

Трудовые поручения , действия

Использую в своей работе такой  алгоритм  проведения  экспериментирования. 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.   2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.   3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).   4 . Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.   5. Предварительная  исследовательская работа с использованием  оборудования учебных пособий.   6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. 7. Обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.

Использую в своей работе такой  алгоритм  проведения  экспериментирования.

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие,

воспитательные задачи).

4 . Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная  исследовательская работа с использованием  оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.

Структура  организации экспериментирования 1. Постановка исследовательской задачи.  2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления.  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.  4. Уточнение плана исследования.  5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.  6. Распределение детей на подгруппы.  7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Структура  организации экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи. 2.Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования. 4. Уточнение плана исследования. 5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования. 6. Распределение детей на подгруппы. 7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности состоит из 6 зон 1.Детская лаборатория 2.Методический центр 3.Библиотека 4.Мини-музей 5.Огород на окне 6.Игротека

Уголок опытно-экспериментальной деятельности состоит из 6 зон

1.Детская лаборатория

2.Методический центр

3.Библиотека

4.Мини-музей

5.Огород на окне

6.Игротека

1 зона детская лаборатория

1 зона детская лаборатория

Библиотека 3 зона библиотека

Библиотека

3 зона библиотека

Мини музей :часы бываю разные          Экспонат :раковины

Мини музей :часы бываю разные

Экспонат :раковины

5 зона - огород на окне

5 зона - огород на окне

Наблюдение :как питаются растения.

Наблюдение :как питаются растения.

Наши опыты ,эксперименты и исследования . Опыт вулкан

Наши опыты ,эксперименты и исследования .

Опыт вулкан

Исследовательская деятельность песка и снега

Исследовательская деятельность песка и снега

Работа с микроскопом

Работа с микроскопом

Опыт радуга

Опыт радуга

Эксперименты с огнем

Эксперименты с огнем

На отдыхе с родителями тоже наблюдаем ,экспериментируем и исследуем

На отдыхе с родителями тоже

наблюдаем ,экспериментируем и исследуем

Взаимодействие с родителями   Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.   Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.   Совместная деятельность.           Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.                  Поэтому родители  являются непосредственными участниками .Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.      

Взаимодействие с родителями

  •   Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
  •   Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
  •   Совместная деятельность.

          Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.

                 Поэтому родители  являются непосредственными участниками .Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.

     

В результате НОД и опытов-экспериментов: ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ; познакомились с явлениями природы; получили представление о круговороте воды в природе; уточнили знания о воде, о ее состояниях; познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения; дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.; познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления; ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

В результате НОД и опытов-экспериментов:

ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

познакомились с явлениями природы;

получили представление о круговороте воды в природе;

уточнили знания о воде, о ее состояниях;

познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;

познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции: - интеллектуально-педагогическая компетентность; - информационная компетентность; - регулятивная компетентность.

В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

- интеллектуально-педагогическая компетентность;

- информационная компетентность;

- регулятивная компетентность.

Заключение Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Заключение

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Инна Валентиновна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393238


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства