РАЗВИТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
РАЗВИТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Познакомить с составом числа из единиц.
2. Познакомить с составом числа из двух меньших чисел.
3.Познакомить с действиями сложения и вычитания.
4.Познакомить со знаками: +, -, =, <, >.
5.Научить решать и составлять арифметические задачи.
6.Познакомить с денежными знаками.
В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.
Фрагмент :
Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.
Наглядный материал: треугольники голубые и красные, цифровые карточки.
Ход:
-Что это?
-Какие?
-Сколько?
-Какой цифрой можно обозначить?
-А теперь сколько всего?
-Сколько каких?
-Обозначьте цифрами.
-Как мы составили число 4?
-Как можно по-другому?
Вывод:
-Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной- в пределах второго пятка.
Примерные задания:
Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.
-Расскажи по карточке, как составлено число.
-Составь число 5 из названий цветов.
Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности.
В конце работаем с карточками( демонстрационными и раздаточными ).
Особенности наглядного материала
Множества , составленные из разных элементов, называемых одним словом(как для ознакомления с порядковым счётом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.
Карточки с изображением картинок на обобщающее слово.
Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел
В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел . Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.
Фрагмент :
Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.
Наглядный материал: треугольники голубые и красные, цифровые карточки.
Ход:
- Что это?
-Какие?
-Сколько?
-Какой цифрой можно обозначить?
-А теперь сколько всего?
-Сколько каких?
-Обозначьте цифрами.
-Как мы составили число 4?
-Как можно по-другому?
Вывод:
-Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.
4
3
1
2
2
1
3
Особенности наглядного материала
Два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки).
Числовые и цифровые карточки.
3
+
4
=
7
Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи
*Подготовительный этап:
Работа с множествами, их объединение и разъединение, знакомство с понятиями «часть и целое».
*Первый этап:
Ознакомление с понятием «арифметическая задача»:
а) формирование представления об арифметической задаче;
б) усвоение структуры задачи и выделение её частей;
в) практическое составление задач;
г) полная формулировка ответа.
*Второй этап:
Запись и формулировка решения задачи:
а) знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием;
б) поиск нужного арифметического действия и его формулировка;
в) выкладывание решения задачи с помощью карточек;
г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку.
*Третий этап:
Выработка вычислительных навыков и логических рассуждений:
а) присчитывание и отсчитывание по единице;
б) применение знания состава числа из двух меньших чисел;
в) использование моделей арифметических действий;
г) решение косвенных задач, логических задач и др.
Особенности наглядного материала
В процессе обучения дошкольников умению решать и составлять арифметические задачи применяем различные модели: вещественные (предметы и их заменители), графические (рисунки, схемы), словесные и математические (числовые выражения).
По характеру наглядности задачи делятся на:
Задачи – драматизации (сюжет и действия разыгрывают сами дети: «Петя, поставь 3 флажка в вазу. Маша, поставь 2 флажка в вазу. Дети , про это можно придумать задачу»).
Задачи –иллюстрации (условие изображается на картинках):
а)картинки, обеспечивающие предметную наглядность (предметы и действия ярко выражены: в вазе лежат 3 яблока, девочка кладёт ещё 2 яблока);
б)парные картинки(на левой 3 красные звезды, на правой- 2 красные, а 1 синяя);
в)картинки, обеспечивающие частичную наглядность (3 снежные бабы и 2 лужи);
г)картинки, отражающие только жизненную ситуацию (на верхней полке 4 книги, а на нижней-3 книги).