Просмотр содержимого документа
«"Развитие у детей старшего дошкольного возраста поисково-исследовательской деятельности"»
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста поисково-исследовательской деятельности»(слайд 1)
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Цели:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)
Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием с детьми проводятся различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.
В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом.
Выслушав и выполнив одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Задача воспитателя- в процессе познавательно-исследовательской деятельности обратить внимание детей на динамичность, или изменчивость окружающего мира, на происходящие вокруг превращения. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас: нажав выключатель мы темноту превращаем в свет, вымыв руки с мылом, из грязных мы их делаем чистыми, зима превращается в лето, новые вещи - в старые.
В дошкольном возрасте, как известно, дети лучше усваивают материал, если он подается в игровой форме. Так на занятии «Змей Горыныч о трех головах» Иванушка, чтобы выручить Аленушку должен победить Змея у которого разные головы(поровая, ледяная, водяная) (слайд 2)
На занятии «Превращение», дети понимают, что превращения могут быть и в реальной жизни, был жираф – придумали кран и т.д.(слайд 3)
Исследования показали, что способности к преобразованию представляют собой действия.
И так у нас имеется кусок пластилина. Можем ли мы преобразовать его? Конечно(слайд 4).
Короткий превратить в длинный, т.е. раскатать его в «колбаску».(слайд 5)
Длинный превратить в короткий, отщипнув или сплющив его(слайд 6)
Тонет в воде, но мы можем сделать так, что он будет плавать, придав ему форму лодки(слайд 7)
Мягкий, то мы можем сделать его твердым, положив пластилин в холодильник или в снег.(слайд 8)
Я предлагаю детям не сложные задания: все они носят ярко выраженный экспериментальный характер, позволяют ребенку экспериментировать, развивать познавательную инициативу.
«Стирка и глажение белья» (Формирование представлений об испарении воды. Развитие способности к преобразованию.)(слайд 9)
«Морозко» (Формирование представлений об агрегатных превращений воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения)(слайд 10)
«Образование волн» (.Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию). (слайд 11)
«Свойства бумаги» (. Расширение представлений о строении знакомых веществ (виды бумаги). Развитие способностей к преобразованию (намочить, смять, порвать).(слайд 12).
«Свойства снега» (Познакомить со свойствами снега и льда. Формировать у детей навыки раскладывания предметов по величине. Способствовать развитию воображения, художественных навыков, развитию мелкой моторики рук) (слайд 13)
«Свойства предметов». (слайд 14)
«Выращивание растений» (слайд 15)
«Строение веществ» (слайд 16)
Занятие-путешествие «В поисках сокровищ»(выпаривание воды, свойства магнитов и многое другое) (слайд 17)
В проведении занятий мне помогает оснащение уголка экспериментирования. (слайд 18)