kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие слухоречевой памяти дошкольников с помощью ролевых игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, поэтому развитие памяти в этом возрастном периоде наиболее целесообразно осуществлять именно через ролевую игру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие слухоречевой памяти дошкольников с помощью ролевых игр»

Развитие слухоречевой памяти дошкольников с помощью ролевых игр Презентацию подготовил: педагог-психолог Ровкина Лидия Валерьевна

Развитие слухоречевой памяти дошкольников с помощью ролевых игр

Презентацию подготовил:

педагог-психолог

Ровкина Лидия Валерьевна

Многим знакома формула «То, что я слышу — я забываю; то, что я вижу — я запоминаю; то, что я делаю — я понимаю». Тем не менее во время учебного процесса значительная часть информации должна восприниматься детьми на слух. Для того чтобы такие сведения не проходили «мимо ушей» необходимо проводить с ними упражнения на развитие слухоречевой памяти. Эту работу следует  начинать  еще  в дошкольный период .

Многим знакома формула «То, что я слышу — я забываю; то, что я вижу — я запоминаю; то, что я делаю — я понимаю». Тем не менее во время учебного процесса значительная часть информации должна восприниматься детьми на слух. Для того чтобы такие сведения не проходили «мимо ушей» необходимо проводить с ними упражнения на развитие слухоречевой памяти. Эту работу следует начинать еще в дошкольный период .

Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Развитие слуховой памяти происходит у детей естественным образом. Этому способствует слушание сказок (во время чтения сказок взрослыми или с использованием аудиокниг), проговаривание и повторение важной информации вслух. Дети быстро запоминают мелодии и звучание голоса у различных людей.

Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Развитие слуховой памяти происходит у детей естественным образом. Этому способствует слушание сказок (во время чтения сказок взрослыми или с использованием аудиокниг), проговаривание и повторение важной информации вслух. Дети быстро запоминают мелодии и звучание голоса у различных людей.

А что происходит со слухоречевой памятью, если ее не развивать и не тренировать?  Слухоречевая   память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а затем и запоминать. Многие сталкиваются с тем, что ребенок не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у ребенка плохо развита слухоречевая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и не запоминает. В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой.

А что происходит со слухоречевой памятью, если ее не развивать и не тренировать?

Слухоречевая   память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а затем и запоминать. Многие сталкиваются с тем, что ребенок не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у ребенка плохо развита слухоречевая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и не запоминает. В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухоречевой памятью?  В большинстве случаев это проявляется невнимательностью, ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки. У такого ребенка маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже собственный адрес, номер телефона, даже стихи запоминает с трудом.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухоречевой памятью?

В большинстве случаев это проявляется невнимательностью, ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки. У такого ребенка маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже собственный адрес, номер телефона, даже стихи запоминает с трудом.

Ролевая игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, поэтому развитие памяти в этом возрастном периоде наиболее целесообразно осуществлять именно через ролевую игру.  Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, когда взрослый, например, дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?»; «А каких ты еще видел животных, похожих на лошадей?» и т.п. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Ролевая игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, поэтому развитие памяти в этом возрастном периоде наиболее целесообразно осуществлять именно через ролевую игру.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, когда взрослый, например, дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?»; «А каких ты еще видел животных, похожих на лошадей?» и т.п. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Игра «Магазин» Цель:  развитие слухоречевой памяти Возраст: от 3 до 5 лет  Вы можете отправить детей в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Игра «Магазин»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Возраст: от 3 до 5 лет

Вы можете отправить детей в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

«Продолжи сказку» Цель:  развитие слухоречевой памяти, объема запоминания. Возраст: 5 лет и старше   Дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

«Продолжи сказку»

Цель: развитие слухоречевой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

Дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

«Помоги найти игрушки»   Цель: развитие слухоречевой памяти Возраст: от 3 до 5 лет  Кукла Катя – большая растеряша, она просит помочь найти свои игрушки по фотографиям. Дети объявляют по радио «приметы» игрушек».

«Помоги найти игрушки»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Возраст: от 3 до 5 лет

Кукла Катя – большая растеряша, она просит помочь найти свои игрушки по фотографиям. Дети объявляют по радио «приметы» игрушек».

«Повтори и продолжи» Цель:  развитие слухоречевой памяти Возраст: 4 лет и старше  Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово (знакомство).  Другой вариант:  Составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»).

«Повтори и продолжи»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Возраст: 4 лет и старше

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово (знакомство).

Другой вариант:

Составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»).

Игра « День рождения »  Цель:  развитие слухоречевой памяти Возраст: 4 лет и старше  Педагог сообщает детям, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей педагог знакомит детей с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Дети должны угощать гостей, всё время называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей.

Игра « День рождения »

Цель: развитие слухоречевой памяти

Возраст: 4 лет и старше

Педагог сообщает детям, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей педагог знакомит детей с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Дети должны угощать гостей, всё время называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей.

Игра «Путешествие»  Цель:  развитие слухоречевой памяти Возраст: 4 лет и старше  Представим, что мы отправляемся в далекое путешествие.

Игра «Путешествие»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Возраст: 4 лет и старше

Представим, что мы отправляемся в далекое путешествие. "У тебя много друзей. Когда ты вернешься, они будут рады получить подарки. Кому ты подаришь... (далее перечисляются подарки)". Ребенок называет получателя. После этого объявляем: "Путешествие закончилось. Мы вернулись. Кого ты навестишь первым? Что ему подаришь?" Перечисляем всех друзей, вспоминаем, кому и что дарим.

Игра «Полицейский»    Цель:  развитие слухоречевой памяти Возраст: 4 лет и старше  Нужны карточки с рисованными изображениями разных женщин и мужчин.  Полицейскому надо поймать преступника. Известно, что его видел свидетель. Свидетель (какая-нибудь игрушка, озвучиваемая вами) описывает яркие приметы преступника, например:

Игра «Полицейский»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Возраст: 4 лет и старше

Нужны карточки с рисованными изображениями разных женщин и мужчин.

Полицейскому надо поймать преступника. Известно, что его видел свидетель. Свидетель (какая-нибудь игрушка, озвучиваемая вами) описывает яркие приметы преступника, например: " У него были очки, синяя футболка и цепочка ".

Дети вытаскивает из стопки по очереди каждую карточку и анализирует есть ли у подозреваемого то, что назвал свидетель.

«Игры-сказки»    Цель:  развитие слухоречевой памяти Возраст: 4 лет и старше  Взрослый предлагает детям поиграть в любимые сказки, помогает им распределить роли, разучить текст, запомнить сюжет. Подойдут любые известные детям сказки с довольно простым сюжетом: «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» и т. д.

«Игры-сказки»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Возраст: 4 лет и старше

Взрослый предлагает детям поиграть в любимые сказки, помогает им распределить роли, разучить текст, запомнить сюжет. Подойдут любые известные детям сказки с довольно простым сюжетом: «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» и т. д.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Развитие слухоречевой памяти дошкольников с помощью ролевых игр

Автор: Ровкина Лидия Валерьевна

Дата: 20.08.2025

Номер свидетельства: 673373

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Использование приемов здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-priiemov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "231958"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442683743"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства