Развитие слухоречевой памяти дошкольников с помощью ролевых игр
Развитие слухоречевой памяти дошкольников с помощью ролевых игр
Ролевая игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, поэтому развитие памяти в этом возрастном периоде наиболее целесообразно осуществлять именно через ролевую игру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие слухоречевой памяти дошкольников с помощью ролевых игр»
Развитие слухоречевой памяти дошкольников с помощью ролевых игр
Презентацию подготовил:
педагог-психолог
Ровкина Лидия Валерьевна
Многим знакома формула «То, что я слышу — я забываю; то, что я вижу — я запоминаю; то, что я делаю — я понимаю». Тем не менее во время учебного процесса значительная часть информации должна восприниматься детьми на слух. Для того чтобы такие сведения не проходили «мимо ушей» необходимо проводить с ними упражнения на развитие слухоречевой памяти. Эту работу следуетначинатьещев дошкольный период.
Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Развитие слуховой памяти происходит у детей естественным образом. Этому способствует слушание сказок (во время чтения сказок взрослыми или с использованием аудиокниг), проговаривание и повторение важной информации вслух. Дети быстро запоминают мелодии и звучание голоса у различных людей.
А что происходит со слухоречевой памятью, если ее не развивать и не тренировать?
Слухоречевая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а затем и запоминать. Многие сталкиваются с тем, что ребенок не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у ребенка плохо развита слухоречевая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и не запоминает. В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой.
Как понять, что у ребенка проблемы со слухоречевой памятью?
В большинстве случаев это проявляется невнимательностью, ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки. У такого ребенка маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже собственный адрес, номер телефона, даже стихи запоминает с трудом.
Ролевая игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, поэтому развитие памяти в этом возрастном периоде наиболее целесообразно осуществлять именно через ролевую игру.
Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, когда взрослый, например, дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?»; «А каких ты еще видел животных, похожих на лошадей?» и т.п. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
Игра «Магазин»
Цель: развитие слухоречевой памяти
Возраст: от 3 до 5 лет
Вы можете отправить детей в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
«Продолжи сказку»
Цель: развитие слухоречевой памяти, объема запоминания.
Возраст: 5 лет и старше
Дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.
«Помоги найти игрушки»
Цель: развитие слухоречевой памяти
Возраст: от 3 до 5 лет
Кукла Катя – большая растеряша, она просит помочь найти свои игрушки по фотографиям. Дети объявляют по радио «приметы» игрушек».
«Повтори и продолжи»
Цель: развитие слухоречевой памяти
Возраст: 4 лет и старше
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово (знакомство).
Другой вариант:
Составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»).
Игра «День рождения»
Цель: развитие слухоречевой памяти
Возраст: 4 лет и старше
Педагог сообщает детям, что у куклы Даши сегодня День рождения и скоро к ней придут гости. По мере «прихода» гостей педагог знакомит детей с их именами. Гости усаживаются за стол, начинается чаепитие. Дети должны угощать гостей, всё время называя их по имени. Игра постепенно усложняется за счёт увеличения количества гостей.
Игра «Путешествие»
Цель: развитие слухоречевой памяти
Возраст: 4 лет и старше
Представим, что мы отправляемся в далекое путешествие. "У тебя много друзей. Когда ты вернешься, они будут рады получить подарки. Кому ты подаришь... (далее перечисляются подарки)". Ребенок называет получателя. После этого объявляем: "Путешествие закончилось. Мы вернулись. Кого ты навестишь первым? Что ему подаришь?" Перечисляем всех друзей, вспоминаем, кому и что дарим.
Игра «Полицейский»
Цель: развитие слухоречевой памяти
Возраст: 4 лет и старше
Нужны карточки с рисованными изображениями разных женщин и мужчин.
Полицейскому надо поймать преступника. Известно, что его видел свидетель. Свидетель (какая-нибудь игрушка, озвучиваемая вами) описывает яркие приметы преступника, например: " У него были очки, синяя футболка и цепочка ".
Дети вытаскивает из стопки по очереди каждую карточку и анализирует есть ли у подозреваемого то, что назвал свидетель.
«Игры-сказки»
Цель: развитие слухоречевой памяти
Возраст: 4 лет и старше
Взрослый предлагает детям поиграть в любимые сказки, помогает им распределить роли, разучить текст, запомнить сюжет. Подойдут любые известные детям сказки с довольно простым сюжетом: «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» и т. д.