Просмотр содержимого документа
««Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ как одно из условий здоровьесбережения»»
МК УО Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №11
"Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения."
А.Сент-Экзюпери
«Есть три ошибки в общении людей:первая— это желание говорить прежде, чем нужно;вторая— застенчивость, не говорить когда это нужно;третья— говорить, не наблюдая за вашим слушателем»
Конфуций
Исследования
Л.В.Запорожца
Исследования
В.С.Библера
Воспитание чувств тесно связано
с развитием у детей дошкольного
возраста эмоционального отношения
к окружающему. Развитие эмоциональной
сферы ребенка и воспитание на этой
основе его чувств является
первостепенной задачей,
«не менее, а в каком-то смысле даже
более важной, чем воспитание его ума»
Социальные связи осваиваются ребенком
как «образы культуры», погружаются
в его внутренний мир,
преобразуются и проявляются в
измененном виде в деятельности
Исследования
Л.С.Выгодского
Механизм усвоения знаков социума (норм,
эталонов, образцов) соответствует
Пониманию сути социализации как
Активного присвоения и воспроизведения
в собственной активности общественного
опыта
Коммуникация (лат. Kommunikacio) – сообщение, связь, путь сообщения. (Словарь иностранных слов / Под ред. И.В.Лехина, Ф.Н.Петрова, 1954)
Коммуникации – в социальной психологии – обмен информацией, общение, связи и взаимодействие людей. (Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003)
Коммуникативные способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми . (Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003)
Коммуникативная компетенция – социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний, умений, навыков общения с людьми . (Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003)
Коммуникативная активность – инициативность в социальных контактах с другими людьми – сверстниками и взрослыми. (Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003)
Физическое
благополучие
Психическое
здоровье
Здоровье – это состояние
человека, которому
свойственно не только
отсутствие болезней
или физических
дефектов, но и
полное физическое,
душевное и социальное
благополучие*
Умение строить комфортные
и гармоничные
взаимоотношения
Умение целенаправленно
организовывать свою
жизнедеятельность
Социальное
благополучие
Умение отстаивать
свою позицию в сообществе,
уважая достоинство другого
Модель взаимосвязи коммуникативных навыков, психологического, социального и физического здоровья
*речевая активность
*умение устанавливать
и поддерживать
контакты
*эмоциональная
отзывчивость
*умение разрешать
конфликтные ситуации
психологическое здоровье
ребенка
адекватный возрасту уровень
*физическая и эмоциональная
комфортность и позитивное
психологическое самочувствие
ребенка в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в
детском саду
зрелости эмоциональной, волевой и
познавательной сфер личности
*адаптивность в микросоциальных
отношениях;
*способность самоуправления
поведением
коммуникативные навыки
физическое, психическое
и социальное благополучие
ребенка
* Из преамбулы устава Всемирной организации здравоохранения.
Цель работы: определение содержания и направления педагогической работы по формированию коммуникативных навыков детей 4-7 лет с нарушением речи в системе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Задачи:
1.Определить методологические подходы решения.
2. Выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей 4-7 лет с нарушением речи.
3. Определить основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы.
Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.
Региональная образовательная программа социально-эмоционального развития «Ребенок в социуме» // Под общей ред. Р.М.Чумичевой
Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л.Князева
Азбука общения. Л.М.Шипицына
Формирование адекватного взаимодействия и продуктивного общения ребенка со взрослыми
Формирование межличностных отношений
Формирование потребности и навыков общения со сверстниками
Развитие
интереса и доверия
к взрослым
и сверстникам
Создание
эмоционального
комфорта
в группе
Стремление к
сотрудничеству
Темы занятий
Разделы перспективного плана:
Уверенность в себе – предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерны особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален.
Чувства, желания, взгляды – основная задача: учить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания и понимать эмоциональное состояние других людей.
3. Социальные навыки – предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
4-5 лет
5-6 лет
Ребенок и кукла
Отражение в зеркале
Что между нами общего?
6-7 лет
Изобрази себя
Разгляди себя в зеркале
Все мы разные
Представь и изобрази себя другим
Что тебе нравится
Узнай по голосу
Ты и твое имя
Красивый- безобразный
Что ты умеешь делать?
4-5 лет
Грусть и радость
5-6 лет
6-7 лет
Грусть, радость, спокойствие
Изменение настроения
Мимические признаки эмоции
Когда мне страшно
Печаль, горе
Твои поступки и чувства других людей
Мимические признаки эмоции
Спорящие лица
4-5 лет
Друзья
5-6 лет
6-7 лет
Ссора
С кем ты хочешь дружить?
Я считаю тебя хорошим
Как помириться
Ласковые слова
Совместные игры
С кем я дружу
Что можно делать, а чего нельзя
Портрет друга
Как можно все объяснить взрослым
Такие минутки помогают легче начать день в детском саду, лучше чувствовать себя в детском коллективе.
Организуются ежедневно в начале дня.
Выбор темы определяется разными обстоятельствами: общим настроением группы, самочувствием детей, лексической темой и др.
Структура:
Хоровод-приветствие («Что за чудо-чудеса», «День наш начинается» и др.)
Психогимнастика («Доброе животное», «Комплименты» и др.)
Пальчиковая гимнастика («Дождик», «Наши пальчики» и др.)
Дыхательные упражнения
Организуются ежедневно перед прогулкой, на прогулке, в вечернее время.
Воспитывать доверие
друг к другу,
чувство ответственности
за другого
Учить слышать,
понимать и
подчиняться
правилам
Развитие умения
сотрудничать
Учить общаться
На вербальном и
Невербальном уровнях,
определять эмоциональное
состояние других людей,
выражать свои чувства
Учить контролировать
движения и работать
по инструкции
Развивать слуховое
восприятие
Учить задавать
открытые
и закрытые
вопросы
Формировать умение
выделять основную идею
высказывания, подводить
итог
Развитие умения
активного слушания
Учить использовать
такой прием активного
слушания, как развитие
мыслей собеседника
Развивать слуховое
восприятие
Учить перефразировать
сказанное (сохранив
главный смысл)
Организуется с целью развития и закрепления социально-коммуникативных умений и навыков детей совместно с родителями и детьми. «Экспонаты» доступны каждому ребенку. Содержание музея пополняется детьми, родителями, педагогом.
Игровое упражнение «С кем из сказочных героев ты бы хотел дружить?»
Рассматривание иллюстраций, совместное обсуждение со взрослыми и сверстниками
Выставка рисунков детей «Портрет моего друга»
Фотографии на тему «Я и мои друзья»
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивают коррекцию коммуникативной сферы.
Перчаточный театр «Колобок»
Театр из пластиковых бутылок «Три поросенка»
Тактильный театр
Театр дергунчиков
Театр моделей по сказке «Теремок»
Театр на ложках
Конусный театр
Куклы-марионетки
Педагог-психолог
Диагностика эмоционально-
волевой и личностной сферы.
Разработка рекомендаций для
специалистов, педагогов и
Родителей.
Коррекция поведенческих
нарушений (пескотерапия,
психогимнастика и т.д.)
Родители
Создание условий для развития
речевого общения ребенка,
обогащения коммуникативного
опыта.
Выполнение рекомендаций
специалистов,педагогав.
Воспитатель
Диагностика уровня освоения
программы «Детство» - «Ребенок
входит в мир социальных
отношений».
Организация работы по
формированию коммуникативных
навыков детей с учетом
рекомендаций специалистов.
Разработка консультаций,
содержания бесед для
родителей
Учитель-логопед
Диагностика речевого развития
детей.
Разработка рекомендаций для
Специалистов, педагогов и
родителей.
Коррекциия речевого развития.
Музыкальный
руководитель
Диагностика развития
музыкальных способностей.
Разработка рекомендаций для
специалистов, педагогов и родителей.
Развитие ритма, координации
движений (логоритмические
игры и упражнения,
коомуникативные
танцы- игры и т.д.)
Инструктор по физической
культуре
Диагностика физического развития
детей.
Разработка рекомендаций для
Специалистов, педагогов и родителей.
Коррекция нарушений психомоторого
развития детей.
Обучение
практическим
умениям
Вовлечение в образовательный
процесс
Просветительство
Родительские
собрания(«Формируем у детей умение общаться», «Хорошо и плохо» - азбука нравственности» и др.)
Тренинги («49 правил вежливого человека», «Я и мой ребенок – учимся общению», «Искусство помириться» и др.)
Праздники, развлечения («День семьи»)
Выставки, конкурсы: «Платье для мамы», «Портрет моего папы», «Новогодняя игрушка нашей семьи» и.
Индивидуальные беседы, консультации(«Домашние спектакли», «Как воспитать уверенность в себе», «Как избежать конфликтов с детьми» и др.)
Совместные детско-родительские занятия
Подбор «экспонатов» в Мини-музей, изготовление игр и пособий
Информационные
стенды
http://aida.ucoz.ru
07/23/18
Разработаны и реализуются планы по формированию у детей коммуникативных навыков.
2. Активно используется опыт работы Шипицыной Л.М. «Азбука общения», О.Л.Князевой «Я-ты-мы» и др.
3. В результате интеграции деятельности родителей, педагогов, специалистов у детей прослеживается положительная динамика в формировании коммуникативных навыков.
07/23/18
http://aida.ucoz.ru
1.Разработать программу для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ по развитию коммуникативных навыков.
2.Разработать план работы по взаимодействию с родителями детей младшего дошкольного возраста.
3. Распространение опыта свой работы по данному направлениюв рамках сетевого взаимодействия, в сети интернет.