kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка темы:«Природа и человек» через произведения писателей детской литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение в школе научно-познавательных произведений природоведческого характера в наши дни приобретает особенно большое значение.Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений   на тему природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка темы:«Природа и человек» через произведения писателей детской литературы»

Разработка темы:  «Природа и человек»  через произведения писателей детской литературы

Разработка темы: «Природа и человек» через произведения писателей детской литературы

Цель занятия:

Цель занятия:

  • Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражена в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели, раскрывая эту тему.
  • Доказать насколько актуально звучит экологическая проблема.
  • Вызвать чувство бережливости к природе.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» К.Г. Паустовский  «Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя» (Ч.Айтматов)  «Любить природу – значит любить Родину» (М.Пришвин)

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…»

К.Г. Паустовский

«Человек, стреляя в природу,

попадает в самого себя»

(Ч.Айтматов)

«Любить природу – значит любить Родину»

(М.Пришвин)

Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера в наши дни приобретает особенно большое значение.    Научно-технический прогресс и всеобщая урбанизация оторвали современного человека от естественной природы.

Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера

в наши дни приобретает особенно большое значение.

Научно-технический прогресс и всеобщая урбанизация оторвали современного человека

от естественной природы.

Только после техногенных катастроф конца ХХ века в обществе пришло понимание : природу нужно не покорять (20-30-е годы), а жить с ней в ладу и сохранять для будущих поколений.    Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений на тему природы.

Только после техногенных катастроф конца ХХ века в обществе пришло понимание : природу нужно не покорять (20-30-е годы), а жить с ней в ладу и сохранять для будущих поколений.

Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений на тему природы.

Главным литературным открытием Пришвина  будет открытие «небывалого» в обыденном,  предметом пристального наблюдения станет  родная природа.  Пришвин не только писатель-натуралист.  Во всяком явлении он видит его красоту  и называет ее точным словом,  освещает человеческим смыслом  и выводит из небытия.

Главным литературным открытием Пришвина будет открытие «небывалого» в обыденном, предметом пристального наблюдения станет родная природа. Пришвин не только писатель-натуралист. Во всяком явлении он видит его красоту и называет ее точным словом, освещает человеческим смыслом и выводит из небытия.

   В предгрозовой атмосфере конца 30-х г.  ХХ века тема родной природы  советским критикам кажется неактуальной,  Пришвина обвиняют в аполитичности.  Но писатель убежден: его цель, «создание  в душе советского человека радости,  того праздника жизни,  с которым легко и строить новую жизнь».

  В предгрозовой атмосфере конца 30-х г. ХХ века тема родной природы советским критикам кажется неактуальной, Пришвина обвиняют в аполитичности. Но писатель убежден: его цель, «создание в душе советского человека радости, того праздника жизни, с которым легко и строить новую жизнь».

   «Кладовая солнца» создается Пришвиным во время Второй мировой войны.  Создание надвигающейся катастрофы активизировало поиск вечных и неизменных начал человеческой жизни , того, что в мире и человеке может противостоять грядущей опасности. Повествование сказки-были одновременно существует в 2 планах-  конкретно-бытовом и обобщенно-философском.

  «Кладовая солнца» создается Пришвиным во время Второй мировой войны. Создание надвигающейся катастрофы активизировало поиск вечных и неизменных начал человеческой жизни , того, что в мире и человеке может противостоять грядущей опасности. Повествование сказки-были одновременно существует в 2 планах- конкретно-бытовом и обобщенно-философском.

Точно обозначено в начале и в конце  повествования историческое время-  Великая Отечественная война, на которой погиб отец детей и осиротели маленькие ленинградцы,-позволяет соотнести нелегкую судьбу детей  с общенародной бедой, обострившей потребность  в положительных началах бытия,  заставившей решать отнюдь не детские проблемы.  Для событий сказки значимы не только исторические ориентиры,  но и природно-временные-время года и время суток.

Точно обозначено в начале и в конце повествования историческое время- Великая Отечественная война, на которой погиб отец детей и осиротели маленькие ленинградцы,-позволяет соотнести нелегкую судьбу детей с общенародной бедой, обострившей потребность в положительных началах бытия, заставившей решать отнюдь не детские проблемы. Для событий сказки значимы не только исторические ориентиры, но и природно-временные-время года и время суток.

Действие приурочено к весне -  пора возрождения в природе.  Путь детей занимает чуть больше суток и  символически соотнесен с путем солнца.  Дети выходят до рассвета,  в момент ссоры брата с сестрой  на солнце набегает серая хмарь,  и еще до заката они благополучно воссоединяются.  За один день они успевают пережить сложнейшие коллизии человеческой жизни.  Время действия тоже средство типизации.  Путь детей лежит в мир  таинственный, богатый и щедрый,  но вместе с тем-тревожный, порой враждебный.  Поиск правильного, верного пути в мире природы-  одна из важнейших тем пришвинского творчества.   

Действие приурочено к весне - пора возрождения в природе. Путь детей занимает чуть больше суток и символически соотнесен с путем солнца. Дети выходят до рассвета, в момент ссоры брата с сестрой на солнце набегает серая хмарь, и еще до заката они благополучно воссоединяются. За один день они успевают пережить сложнейшие коллизии человеческой жизни. Время действия тоже средство типизации. Путь детей лежит в мир таинственный, богатый и щедрый, но вместе с тем-тревожный, порой враждебный. Поиск правильного, верного пути в мире природы- одна из важнейших тем пришвинского творчества.  

   Сюжет сказки увлекателен и строго симметричен.  Дети выходят в лес за клюквой, однако ссорятся  из-за выбора дороги и расходятся по разным тропам.  Каждый из них изменяет выбранному пути и попадает в беду, осознает свою ошибку,  а появление собаки помогает детям.  Они возвращаются домой невредимыми,  и с небывалым урожаем клюквы.

  Сюжет сказки увлекателен и строго симметричен. Дети выходят в лес за клюквой, однако ссорятся из-за выбора дороги и расходятся по разным тропам. Каждый из них изменяет выбранному пути и попадает в беду, осознает свою ошибку, а появление собаки помогает детям. Они возвращаются домой невредимыми, и с небывалым урожаем клюквы.

Заявленное в экспозиции проявляется  мужского и женского начала  в характерах героя определяет движение фабулы.  Пришвин вводит знаменательные детали. Мужчина, защитник, охотник и вожатый,  Митраша берет с собой ружье и компас.  Женщина, кормилица хозяйка, Настя возьмет еду про запас, полотенце и корзинку,  чтобы принести домой урожай.

Заявленное в экспозиции проявляется мужского и женского начала в характерах героя определяет движение фабулы. Пришвин вводит знаменательные детали. Мужчина, защитник, охотник и вожатый, Митраша берет с собой ружье и компас. Женщина, кормилица хозяйка, Настя возьмет еду про запас, полотенце и корзинку, чтобы принести домой урожай.

Рассказ о судьбе детей передается  в описании природы.  Подчеркивается противоположность закона жизни  в мире природном и человеческом.  В мире природы закон жизни-  борьба за существование,  борьба с другими живыми существами за себя, в мире людей- это правда  «суровой, вековечной борьбы за любовь».  

Рассказ о судьбе детей передается в описании природы. Подчеркивается противоположность закона жизни в мире природном и человеческом. В мире природы закон жизни- борьба за существование, борьба с другими живыми существами за себя, в мире людей- это правда «суровой, вековечной борьбы за любовь».  

Притчевый характер повествования определяет и особенности стилистики.  На синтаксическом уровне это проявляется  в использовании риторических фигур и инверсии, придающих тексту особую эмоциональность. Другой характерной особенностью является  обилие тропов.

Притчевый характер повествования определяет и особенности стилистики. На синтаксическом уровне это проявляется в использовании риторических фигур и инверсии, придающих тексту особую эмоциональность. Другой характерной особенностью является обилие тропов.

Повествование ведется от загадочного «мы», ведающего тайны природы и  сокровенные думы детей.  Жанровое определение, имеет оттенок оксюморона,-  «сказка-быль»- введено как элемент композиции.  Двойственность жанрового определения позволила Пришвину сочетать увлекательность «были»  с логической стройностью сюжета сказки-притчи, пронизанной иносказанием и  философскими обобщениями.

Повествование ведется от загадочного «мы», ведающего тайны природы и сокровенные думы детей. Жанровое определение, имеет оттенок оксюморона,- «сказка-быль»- введено как элемент композиции. Двойственность жанрового определения позволила Пришвину сочетать увлекательность «были» с логической стройностью сюжета сказки-притчи, пронизанной иносказанием и философскими обобщениями.

Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения. Оксюморóн — изобразительно-выразительное средство, до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс... Инве́рсия    «переворачивание; перестановка» — нарушение обычного порядка слов в предложении.  Троп -оборот — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Экспозиция непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Оксюморóн — изобразительно-выразительное средство, до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий;

остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс...

Инве́рсия   «переворачивание; перестановка» — нарушение обычного порядка слов в предложении. 

Троп -оборот — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении

с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Природа – частица огромного мироздания.  Мы неразрывно связаны с ним.  Природа – это частичка нашей с вами души.  Тема человека и природы  поднимает нравственные проблемы:  добра и жестокости, воспитания ребенка в семье,  ответственности и долга перед тем,  что нас окружает.  Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

Природа – частица огромного мироздания. Мы неразрывно связаны с ним. Природа – это частичка нашей с вами души. Тема человека и природы поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает. Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

Митраша попадает в Слепую елань из-за своей самонадеянности и безрассудства, но  это- обратная сторона типично мужских свойств-веры в свои силы и готовности к риску во имя достижения цели. Настя сошла с тропы из-за жадности, что тоже является обратной стороной типичного женского достоинства-экономности, бережливости.

Митраша попадает в Слепую елань из-за своей самонадеянности и безрассудства, но это- обратная сторона типично мужских свойств-веры в свои силы и готовности к риску во имя достижения цели. Настя сошла с тропы из-за жадности, что тоже является обратной стороной типичного женского достоинства-экономности, бережливости.

Эту-то правду и перешепнул Травке старик Антипыч, выступающий в «Кладовой солнца» как обобщенный образ человека, «хозяина» с множеством лиц, того самого мудрого хозяина кладовой солнца, которой является природа. С Травкой связана развязка, встреча с собакой спасительна для детей.

Эту-то правду и перешепнул Травке старик Антипыч, выступающий в «Кладовой солнца» как обобщенный образ человека, «хозяина» с множеством лиц, того самого мудрого хозяина кладовой солнца, которой является природа. С Травкой связана развязка, встреча с собакой спасительна для детей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка темы:«Природа и человек» через произведения писателей детской литературы

Автор: Митюкова Наталья Сергеевна

Дата: 13.12.2018

Номер свидетельства: 490660


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства