Разработка темы:«Природа и человек» через произведения писателей детской литературы
Разработка темы:«Природа и человек» через произведения писателей детской литературы
Изучение в школе научно-познавательных произведений природоведческого характера в наши дни приобретает особенно большое значение.Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений на тему природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…»
К.Г. Паустовский
«Человек, стреляя в природу,
попадает в самого себя»
(Ч.Айтматов)
«Любить природу – значит любить Родину»
(М.Пришвин)
Изучение в школе художественных и научно-познавательных произведений природоведческого характера
в наши дни приобретает особенно большое значение.
Научно-технический прогресс и всеобщая урбанизация оторвали современного человека
от естественной природы.
Только после техногенных катастроф конца ХХ века в обществе пришло понимание : природу нужно не покорять (20-30-е годы), а жить с ней в ладу и сохранять для будущих поколений.
Одним их важных аспектов экологического воспитания детей является изучение произведений на тему природы.
Главным литературным открытием Пришвинабудет открытие «небывалого» в обыденном,предметом пристального наблюдения станетродная природа.Пришвин не только писатель-натуралист.Во всяком явлении он видит его красотуи называет ее точным словом,освещает человеческим смысломи выводит из небытия.
В предгрозовой атмосфере конца 30-х г.ХХ века тема родной природысоветским критикам кажется неактуальной,Пришвина обвиняют в аполитичности.Но писатель убежден: его цель, «созданиев душе советского человека радости,того праздника жизни,с которым легко и строить новую жизнь».
«Кладовая солнца» создается Пришвиным во время Второй мировой войны.Создание надвигающейся катастрофы активизировало поиск вечных и неизменных начал человеческой жизни , того, что в мире и человеке может противостоять грядущей опасности. Повествование сказки-были одновременно существует в 2 планах-конкретно-бытовом и обобщенно-философском.
Точно обозначено в начале и в концеповествования историческое время-Великая Отечественная война, на которой погиб отец детей и осиротели маленькие ленинградцы,-позволяет соотнести нелегкую судьбу детейс общенародной бедой, обострившей потребностьв положительных началах бытия,заставившей решать отнюдь не детские проблемы.Для событий сказки значимы не только исторические ориентиры,но и природно-временные-время года и время суток.
Действие приурочено к весне -пора возрождения в природе.Путь детей занимает чуть больше суток исимволически соотнесен с путем солнца.Дети выходят до рассвета,в момент ссоры брата с сестройна солнце набегает серая хмарь,и еще до заката они благополучно воссоединяются.За один день они успевают пережить сложнейшие коллизии человеческой жизни.Время действия тоже средство типизации.Путь детей лежит в миртаинственный, богатый и щедрый,но вместе с тем-тревожный, порой враждебный.Поиск правильного, верного пути в мире природы-одна из важнейших тем пришвинского творчества.
Сюжет сказки увлекателен и строго симметричен.Дети выходят в лес за клюквой, однако ссорятсяиз-за выбора дороги и расходятся по разным тропам.Каждый из них изменяет выбранному пути и попадает в беду, осознает свою ошибку,а появление собаки помогает детям.Они возвращаются домой невредимыми,и с небывалым урожаем клюквы.
Заявленное в экспозиции проявляетсямужского и женского началав характерах героя определяет движение фабулы.Пришвин вводит знаменательные детали. Мужчина, защитник, охотник и вожатый,Митраша берет с собой ружье и компас.Женщина, кормилица хозяйка, Настя возьмет еду про запас, полотенце и корзинку,чтобы принести домой урожай.
Рассказ о судьбе детей передаетсяв описании природы.Подчеркивается противоположность закона жизнив мире природном и человеческом.В мире природы закон жизни-борьба за существование,борьба с другими живыми существами за себя, в мире людей- это правда«суровой, вековечной борьбы за любовь».
Притчевый характер повествования определяет и особенности стилистики.На синтаксическом уровне это проявляетсяв использовании риторических фигур и инверсии, придающих тексту особую эмоциональность. Другой характерной особенностью являетсяобилие тропов.
Повествование ведется от загадочного «мы», ведающего тайны природы исокровенные думы детей.Жанровое определение, имеет оттенок оксюморона,-«сказка-быль»- введено как элемент композиции.Двойственность жанрового определения позволила Пришвину сочетать увлекательность «были»с логической стройностью сюжета сказки-притчи, пронизанной иносказанием ифилософскими обобщениями.
Экспозиция– непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
Оксюморóн — изобразительно-выразительное средство, до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий;
Инве́рсия «переворачивание; перестановка» — нарушение обычного порядка слов в предложении.
Троп -оборот — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении
с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Природа – частица огромного мироздания.Мы неразрывно связаны с ним.Природа – это частичка нашей с вами души.Тема человека и природыподнимает нравственные проблемы:добра и жестокости, воспитания ребенка в семье,ответственности и долга перед тем,что нас окружает.Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.
Митраша попадает в Слепую елань из-за своей самонадеянности и безрассудства, но это- обратная сторона типично мужских свойств-веры в свои силы и готовности к риску во имя достижения цели. Настя сошла с тропы из-за жадности, что тоже является обратной стороной типичного женского достоинства-экономности, бережливости.
Эту-то правду и перешепнул Травке старик Антипыч, выступающий в «Кладовой солнца» как обобщенный образ человека, «хозяина» с множеством лиц, того самого мудрого хозяина кладовой солнца, которой является природа. С Травкой связана развязка, встреча с собакой спасительна для детей.