Просмотр содержимого документа
«Работа педагогов по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с культурным наследием родного края»
Работа педагогов по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с культурным наследием родного края.
« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»,
Д.С. Лихачёв .
Воспитание детей и в современном российском обществе условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций, социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Принципы работы
Стремление дошкольника быть активным в окружающей действительности: желание объяснить происходящее, установить зависимость и отношения между происходящим, создавать свои теории.
Способность ребенка отражать мир в системе на основе его интереса к причинам и сущности происходящих, событий и явлений.
Способность ребенка под руководством взрослых усваивать систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями.
Организация образовательного процесса
Создание развивающей среды
Специально организованная образовательная деятельность
Совместная деятельность вне занятий взрослых и детей
Самостоятельная деятельность детей (игровая, продуктивная)
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом :
Семья —Детский сад — Родная улица, родной город — Страна, её столица, символика — Права и обязанности (Конституция)
Формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению в МАДОУ № 11.
В нашем детском саду решение программных задач реализуется через тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, детском саде, родном крае, той местности, где они живут, стране.
Целевые прогулки по улицам города, носящим имена людей, внёсших вклад в развитие и процветание родного города;
Экскурсии к памятным местам: стеле, памятнику
Экскурсии к достопримечательностям города:
Экскурсии в краеведческий музей ,посещение выставок;
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России,
Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей ;
Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;
Рассматривание иллюстраций , картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические
факты и события из окружающей жизни;
Проведение тематических праздников и развлечений: «День города», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России.
Подготовка тематических выставок , посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников.
Для реализации патриотического воспитания группе имеется:
Методическая литература по нравственно – патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, о достопримечательностях, жителях, наиболее распространенных и востребованных профессиях, книги о природе родного края.
Подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества, материалы о быте и жизни многонационального народа России.
В музыкальном зале представлены народные инструменты: трещотки, деревянные ложки, дудочки, балалайка, созданы картотеки народных подвижных и хороводных игр. В групповых музыкальных уголках так же представлены музыкальные инструменты.
В двигательной деятельности детей широко используются народные считалки, загадки. Физкультурные досуги, праздники, культурно-досуговая деятельность проводятся с учетом календарно-тематического плана.
В дошкольных группах имеются патриотические уголки , наполняемость и содержание которых соответствуют программным задачам по возрастам. В этих зонах дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны, родного края.
В театрально-речевых зонах представлены различные виды театров , где ребёнку предоставляется свобода выбора и возможность драматизации произведений устного народного творчества.
В зонах детского творчества ДОУ имеются образцы народных игрушек, альбомы .Раскраски с образцами народных узоров, альбомы по искусству, образцы русских народных и башкирских узоров.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями, используя формы
- анкетирование; консультации (информация) для родителей;
-родительские собрания;
- беседы за круглым столом;
- наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.
Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца». Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в нашем ДОУ по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма.