Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по развитию ЭМП "Юный математик" /дошкольный возраст 4-7 лет/»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №104» /КОРПУС 2/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
/ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 4-7 ЛЕТ/
РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА
НАЗАРОВА Е.В.
ГО САРАНСК
Направленность программыестественнонаучная, работа способствует успешному развитию умственных способностей.
В системе дополнительного образования занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.
Новизнадополнительной образовательной программы "Юный математик" заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает латентное, реальное и опосредованное обучение.
Актуальностьдополнительнойобразовательной программы "Юный математик".В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 4-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.
Отличительной особенностью программыявляется привлечение к работе с детьми родителей, которым предоставляется возможность принять участие в занятиях в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. Партнерство со взрослым во время обучения, совместное решение проблемно-поисковых задач - основной путь организации обучения по программе: не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы .Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.).
Занятия по программе " Юный математик " также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.
Программа опирается на программы "Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова и «Раз- ступенька, два-ступенька» предусматривающие обучение математике через игровую деятельность.
Цель программы:развитие математических
способностей на основе овладения, в соответствии с возрастными возможностями детей, кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство - неравенство, целое - часть, величина - мера), а также некоторых умений и
- учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;
-формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
развивающие:
- развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда
Возраст детей:дополнительная образовательная программа " Юный математик " рассчитана на детей 4-7 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы.Дополнительная образовательная программа "Математика вокруг нас" рассчитана на 3 года обучения.
Формы и режим занятий
Обучение ведется на занятиях, которые продолжительность которых составляет 20минут:
•1 год обучения - 2 раз в неделю
•2 год обучения - 2 раз в неделю
•3 год обучения - 2 раз в неделю
Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная, групповая, индивидуальная) организации обучения.
На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:
- словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).
Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных праздников и досугов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:
- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых математических способностей;
- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.
Диагностика проходит в три этапа: входная (сентябрь), промежуточная ( январь), итоговая ( май). Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к математике, желания заниматься.
К концу 1 года обучения ребенок может:
-сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету;
- понимать смысл обозначений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа; на, над - под; слов: утро, вечер, день, ночь;
- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше-меньше; столько же;
- решать доступные занимательные и игровые задачи;
- проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира.
К концу второго года ребенок может:
- различать части предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение); устанавливать размерные отношения между 3 - 5 предметами;
- считать до 5, сравнивать количество предметов в группах на основе счета, приложения предметов друг к другу, поштучного соотнесения предметов;
- различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; различать части суток; правую и левую руки;
- использовать в активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов;
- решать задачи на сообразительность, рассуждает при их решении;
- интересоваться окружающим миром, проявлять активность в его исследовании;
К концу третьего года ребенок может:
-выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и свойства, сравнивать части на основе счета предметов в пределах 10;
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: "Сколько?", "Который по счету?"; понятиями (части суток, дни недели, месяцы, времена года, геометрические понятия, мера длины - сантиметр);
- владеть навыками соизмерения предметов по длине, правильно используя термины при сравнении предметов по величине;
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, опираясь на наглядность; устанавливать равенства, уравнивать предметы двумя приемами (удаление и прибавление единицы);
- самостоятельно составлять алгоритмы, поясняя свои действия;
- проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывать помощь сверстникам.
- самостоятельно объединять различные группы предметов по общему признаку, устанавливать связи и отношения между целым множеством и его частями, применяя счетные навыки (в пределах 10 и дальше);
- знать геометрические фигуры и их разновидности, общие свойства, выполнять их классификацию по разным основаниям, охотно объясняя свои действия;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками (+, -, =);
- иметь развитые навыки мыслительной и учебной деятельности;
- проявлять интерес к играм интеллектуального характера, решать задачи на сообразительность, рассуждать при их решении, доказывать полученный результат.
Формы подведения итогов.
Итоговые занятия по каждому блоку программы с целью закрепления полученных знаний иумений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
Содержание дополнительной образовательной программы
«Юный математик» (1 год обучения)
1. Модульный блок «Количество и счет»
1.1. Много – один. Один – ни одного. (2 часа). Знакомство с понятиями один, много, ни одного. Различать в окружающей обстановке, каких предметов много, каких по одному. Правильно пользоваться понятиями, употребляя их в речи.
1.2 Столько же, больше, меньше. (2 часа). Знакомство с понятиями столько же, больше, меньше. Правильно пользоваться понятиями, употребляя их в речи.
1.3 Число и цифра 1. (2 часа). Знакомство с числом 1 и цифрой 1; формирование умения считать предметы.
1.4 Число и цифра 2. (2 часа). Знакомство с образованием и свойством числа 2, цифрой 2; понятие «пара»; считать предметы, согласуя числительные.
1.5. Число и цифра 3. (2 часа). Знакомство с числом и цифрой 3; учить образовывать число 3 путем прибавления единицы к числу 2; упражнять в порядковом счете.
1.6. Число и цифра 4. (2 часа). Знакомство с числом и цифрой 4; считать в пределах четырех; познакомить с образованием числа 4 путем прибавления единицы к предыдущему числу.
1.7. Число и цифра 5. (2 часа). Знакомство с числом и цифрой 5; считать в пределах пяти; познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к предыдущему числу.
1.8. Число и цифра 6. (2 часа). Знакомство с числом и цифрой 6; считать в пределах шести; познакомить с образованием числа 6 путем прибавления единицы к предыдущему числу.
1.9. Число и цифра 7. (2 часа). Знакомство с числом и цифрой 7; считать в пределах семи; познакомить с образованием числа 7 путем прибавления единицы к предыдущему числу.
1.10. Число и цифра 8. (2 часа). Знакомство с числом и цифрой 8; считать в пределах восьми; познакомить с образованием числа 8 путем прибавления единицы к предыдущему числу.
1.11. Число и цифра 9. (2 часа). Знакомство с числом и цифрой 9; считать в пределах девяти; познакомить с образованием числа 9 путем прибавления единицы к предыдущему числу.
1.12. Число и цифра 10. (2 часа). Знакомство с числом и цифрой 10; считать в пределах десяти; познакомить с образованием числа 10 путем прибавления единицы к предыдущему числу.
2. Модульный блок «Величина»
2.1. Длинный – короткий (2 часа). Формировать представление о свойствах предметов по величине: длинный – короткий; учить сравнивать предметы по длине.
2.2. Высокий – низкий (2 часа). Формировать представление о свойствах предметов по высоте: высокий - низкий; учить сравнивать предметы по высоте.
2.3.Широкий – узкий (2 часа). Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: широкий - узкий; учить сравнивать предметы по ширине.
2.4. Толстый – тонкий (2 часа). Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: толстый - тонкий; учить сравнивать предметы по ширине.
2.5.Большой – маленький (2 часа). Формировать представление о различных свойствах предметов по величине: большой - маленький; учить сравнивать предметы по размеру.
3. Модульный блок «Форма»
3.1. Круг (2 часа). Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: кругом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на круг.
3.2. Шар. (2 часа). Знакомить с объёмной геометрической фигурой: шаром и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на шар.
3.3. Квадрат (2 часа). Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: квадратом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на квадрат.
3.4. Куб. (2 часа). Знакомить с объёмной геометрической фигурой: кубом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на куб.
3.5. Треугольник (2 часа). Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: треугольником и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на треугольник.
3.6. Прямоугольник (2 часа). Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: прямоугольником и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на прямоугольник .
3.7. Овал. (2 часа). Знакомить с плоскостной геометрической фигурой: овалом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на овал.
3.8. Цилиндр. (2 часа). Знакомить с объёмной геометрической фигурой: цилиндром и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на цилиндр.
3.9. Конус. (2 часа). Знакомить с объёмной геометрической фигурой: конусом и его свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на конус.
3.10. Призма и пирамида. (2 часа). Знакомить с объёмными геометрическими фигурами: призмой и пирамидой и их свойствами; уметь видеть и находить в окружающей обстановке предметы, похожие на призму и пирамиду.
4. Модульный блок «Ориентировка в пространстве»
4.1. Впереди, сзади, между. (2 часа). Различать и называть пространственные отношения: впереди, сзади, между; упражняться в определении расположения предметов впереди, сзади, между.
4.2. Справа – слева. (2 часа). Различать и называть пространственные отношения: справа – слева; упражнять в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны.
4.3. Пространственные отношения: на, над, под. (2 часа). Различать и называть пространственные отношения: на, над, под; упражняться в определении расположения предметов на, над, под.
5. Модульный блок «Ориентировка во времени»
5.1. Раньше, позже. (2 часа) Знакомить с понятиями раньше, позже, формировать понятия о времени.
5.2. План. (2 часа). Знакомить с понятием: план, учить находить предметы по плану.
Содержание дополнительной образовательной программы
«Юный математик» (2 год обучения)
1.Модульный блок «Количество и счет»
1.1. Число и цифра 1. (3 часа). Знакомство с числом 1 и цифрой 1; упражнение в написании цифры 1.
1.2. Число и цифра 2. (3 часа). Знакомство с образованием и свойством числа 2, цифрой 2; с составом числа 2, понятие «пара»; считать предметы, согласуя числительные, упражнение в написании цифры 2.
1.3. Число и цифра 3. (3 часа). Знакомство с числом и цифрой 3, с составом числа3; учить образовывать число 3; упражнять в порядковом счете.
1.4. Число и цифра 4. (3 часа). Знакомство с числом и цифрой 4; считать в пределах четырех; познакомить с образованием числа 4, составом числа 4; упражнять в написании цифры 4.
1.5. Число и цифра 5. (3 часа). Знакомство с числом и цифрой 5; считать в пределах пяти; познакомить с образованием числа 5, составом числа 5; упражнять в написании цифры 5.
1.6.Сложение. (3часа). Формировать представление о сложении как об объединении группы предметов.
1.7. Знаки +,-,=, (3 часа). Знакомство с математическими знаками, уметь их писать, использовать при решении задач и неравенств, употреблять в речи.
1.8. Числовой отрезок (3 часа). Сформировать представление о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Модель числового отрезка
1.9. Вычитание (3 часа). Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство со знаком «-».
1.10. Решение арифметических примеров и задач (3 часа). Решение арифметических задач, используя имеющиеся знания, отгадывание математических загадок, запись их решения, придумывание задач по картинкам и их решение.
2. Модульный блок «Величина»
2.1. Свойства предметов. (3 часа). Формировать представление о свойствах предметов : размер, длина, высота, форма, цвет.
2.2.Сравнение предметов по различным свойствам и признакам (размер, длина, высота, форма, цвет). (6 часов).Учить сравнивать предметы по различным свойствам.
2.3.Объем. Сравнение по объему. (3 часа). Познакомить с понятием: объём; учить сравнивать по объёму.
4.3. Кривые и ломаные, разомкнутые и замкнутые линии. (2 часа). Знакомство с понятиями: кривые и ломаные, разомкнутые и замкнутые линии.
Содержание дополнительной образовательной программы
«Юный математик» (3 год обучения)
2.Модульный блок «Количество и счет»
1.1. Числа 1-5. (2 часа). Повторить числа 1-5.
1.2. Число и цифра 6. (3 часа). Знакомство с образованием и свойством числа 6, цифрой 6; с составом числа 6; считать предметы, согласуя числительные, упражнение в написании цифры 6.
1.3. Число и цифра 7. (3 часа). Знакомство с числом и цифрой 7, с составом числа7; учить образовывать число 7; упражнять в порядковом счете.
1.4. Число и цифра 8. (3 часа). Знакомство с числом и цифрой 8; считать в пределах восьми; познакомить с образованием числа 8, составом числа 8; упражнять в написании цифры 8.
1.5. Число и цифра 9. (3 часа). Знакомство с числом и цифрой 9; считать в пределах девяти; познакомить с образованием числа 9, составом числа 9; упражнять в написании цифры 9.
1.6. Число и цифра 0. (3 часа). Знакомство с числом и цифрой 0; упражнять в порядковом счете.
1.7. Число и цифра 10. (3 часа). Знакомство с числом и цифрой 10; считать в пределах десяти; познакомить с образованием числа 10, составом числа 10; упражнять в написании цифры 10.
1.8.Сложение (3 часа). Формировать представление о сложении как об объединении группы предметов.
1.9. Вычитание (3 часа). Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство со знаком «-».
1.10 Повторение знаков =, . (2 часа). Математические знаки, написание и использование их при решении арифметических задач.
1.11. Решение арифметических примеров и задач (6 часа). Решение арифметических задач, используя имеющиеся знания, отгадывание математических загадок, запись их решения, придумывание задач по картинкам и их решение.
4.2. Ориентировка на листе бумаги и в тетради в клетку; по словесной инструкции и по плану. (2 часа). Знакомство с клеткой, строчкой, столбиком клеток, страницей, листом; названия клеток: левая, правая, нижняя, верхняя. Рисование узоров на слух от исходной точки, изображение предметов окружающего мира, написание графических диктантов.
4.3. Символы. (3 часа). Знакомство с символами; учить читать свойства предметов по символам.
5. Повторение. (9 часов).
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы занятий.
Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная, групповая, индивидуальная) организации обучения.
Приёмы и методы организации.
На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:
- словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
1.Аудиоцентр/ магнитофон.
2.Мультимедийный проектор.
3.Экспозиционный экран.
4.ДВД.
Печатные пособия:
1.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой занятий.
2.Наборы цифр от 1до 10.
3.Дидактические и развивающие игры.
4.Набор картинок с изображением геометрических фигур.
Предметные пособия:
1.Цветные счетные палочки.
2.Мозайка.
3.Объемные геометрические фигуры.
4.Шаблоны из геометрических фигур.
5.Конструкторы.
6.Наборы раздаточного материала.
7.Цветные кубики, веревочки.
8.Набор игрушек (демонстрационный материал)
Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10, опираясь на наглядность; установление равенства, уравнивание предметов двумя приемами (удаление и прибавление единицы) и самостоятельное составление алгоритмов, поясняя свои действия;
Составление и решение задач в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками (+, -, =)
Проявление интереса к играм интеллектуального характера, решение задач на сообразительность, рассуждение при их решении, доказывание полученного результата.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: "Сколько?", "Который по счету?"; понятиями (части суток, дни недели, месяцы, времена года, геометрические понятия, мера длины - сантиметр)
Знание геометрических фигур и их разновидности, общие свойства, выполнение их классификации по разным основаниям, охотно объясняя свои действия