Просмотр содержимого документа
«Пути организации работы в системе "администрация-воспитатель-родитель" по профилактике насилия.»
Пути организации работы в системе «администрация-воспитатель-родитель» по профилактике насилия.
Диагностика психологической безопасности образовательной среды.
подготовили:
Райская Н.Н., Хрущева Н.В.
2023 год,
ЦЕЛЬ
Развитие компетенций педагогов дошкольного образования по профилактике насилия в отношении детей во взаимодействии с родителями
ПЛАН
- взаимосвязь дошкольной организации и семьи как ячейки общества
- основные направления работы воспитателя по соблюдению прав ребенка на защиту от насилия (физического, сексуального, психологического)
- диагностика семьи по профилактики насилия
- формы и методы работы с родителями по профилактики насилия в отношении детей
СЕМЬЯ- важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека.Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значение семьи в формировании личности.
Работа воспитателя по профилактике насилия
в семье – ЭТО РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания.
Реабилитационный центр – общественное воспитательное учреждение, где вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение.
От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.
Во первых
Убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по профилактики насилия в семье является не дополнительной нагрузкой ,а важнейшим условием повышения эффективности воспитательного-образовательного процесса.
Убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по профилактики насилия в семье является не дополнительной нагрузкой ,а важнейшим условием повышения эффективности воспитательного-образовательного процесса.
Во вторых
Определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов
Определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов
В третьих
Создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить, как доверительный деловой контакт.
Создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить, как доверительный деловой контакт.
Для решения правовых задач необходимо:
8
Основные направления работы воспитателя по соблюдению прав ребенка и по защите детей от всех форм насилия
Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения
Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми взрослыми
Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми.
Расскажу кратко об истории возникновения.
Начало традиции положила история, произошедшая весной 1989 года. Жительница Норфолка (США) Бонни Финей узнала о гибели своего четырехлетнего внука Майкла.
Ранее мальчик находился в больнице с травмами, а затем был помещен в приемную семью на три недели. Когда по истечении трехнедельного срока ребенка пытались вернуть родной матери, Майкл плакал, кричал, что мама его не любит, и не хотел возвращаться.
Бабушка по состоянию здоровья не могла заботиться о ребенке и взять его к себе, хотя понимала, что ему нельзя возвращаться домой. Однако суд решил, что лучшим местом для ребенка будет его родной дом.
Бонни Финей больше не видела своего внука. Вскоре ее младшая внучка также попала в больницу с переломом ноги в четырех местах, а на руках были ожоги от сигарет. И только после этого начались поиски пропавшего Майкла. Оказалось, что мальчик был убит другом матери, помещен в ящик от инструментов, а затем утоплен в болоте.
Случившееся настолько потрясло Бонни Финей, что она решила посвятить свою жизнь борьбе с насилием над детьми . Во время похорон внука она привязала синюю ленту к антенне своего фургона, тем самым она хотела привлечь внимание людей к этой проблеме.
Когда Бонни спросили почему же символом стала именно синяя лента , она ответила, что синяя лента напоминает ей о синяках и побоях на теле её внуков! Скоро ее поддержали различные агентства, деловые круги, местные сообщества.
Ношение такой ленты – своего рода личное обязательство никогда не совершать актов насилия против детей , не мириться с этим, не молчать, не искать оправданий для тех, кто его проявляет.
Проблема жестокости родителей в отношении детей актуальна во всех странах. Казахстан не исключение. Испокон веков считалось, что самое безопасное место для детей – это их родной дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение.
Диагностика психологической безопасности образовательной среды
Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребенка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи.
Распространенными методами изучения семейной микросреды являются:
Наблюдения Беседы Тестирование родителей Изучение продуктов детской деятельности Игровая деятельность с детьми Посещение неблагополучных семей на дому
Наблюдения
Беседы
Тестирование родителей
Изучение продуктов детской деятельности
Игровая деятельность с детьми
Посещение неблагополучных семей на дому
В процессе наблюдения педагогу необходимо обращать особое внимание на содержание и форму обращения родителей к ребенку.
Телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты)
А также на ответную реакцию детей
Их настроение
Содержание обращений
Тон, мимику
Эффективными являются:
Наблюдения за детьми в играх где дети воспроизводят привычные формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений:
«я имею право»
«я не должен»
«Снежная королева» и др.
Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы :
«Моя семья»
«Мой самый любимый человек»
При анализе детских работ важно обратить внимание на:
Цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение ее членов, время рисования, спонтанные реакции (комментарии)
Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является , наглядная агитация включающая:
использование папок-передвижек с темами:
«Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?» «Что посеешь, то пожнешь»
«Искусство быть родителем»,
«Наказывая, подумай: зачем?»
«Что посеешь, то пожнешь»
уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;
рисунки детей на тему «Мои права», «Моя семья»
Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, семинары-практикумы. На семинаре идёт :
разбор проблемных ситуаций с использованием анонимных анкет,
проигрыванием ситуаций, при помощи сценок,
обсуждением литературы,
приглашением психолога и других специалистов.
Темы семинаров разнообразны:
«Что такое наказание и запрет?»,
«Типы родительской любви»,
«Мама, папа, я – дружная семья» и др.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, сам должен быть компетентен в этих вопросах.
С этой целью выпущены буклеты:
Буклет «Каждый имеет право»
Буклет - родителям «Профилактика жестокого обращения в семье»
Буклет - воспитателям « Дом без насилия»
Памятка детям «Защитите ребенка»
Буклет «Жестокое обращение с детьми» (формы насилия)
Памятка родителям «Жестокое обращение с ребенком в семье»
Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. ОН – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СУДЬБА. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!