Просмотр содержимого документа
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Противоречие между:
актуальностью развития познавательной активности у дошкольников и недостаточным применением игровой деятельности с этой целью.
Проблема исследования:
возможно ли влияние игры, организуемой целенаправленно взрослым, на повышение уровня познавательной активности дошкольников ?
Цель исследования :
теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития познавательной активности дошкольников посредством игровой деятельности .
Объект исследования: познавательная активность дошкольников.
Предмет исследования:
динамика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
Определить уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
Создать условия, обеспечивающие динамику познавательной активности дошкольников в образовательном учреждении;
Доказать эффективность развития познавательной активности старших дошкольников посредством игры.
Гипотеза исследования:развитие познавательной активности дошкольников будет проходить более эффективно, если в образовательном процессе дошкольного учреждения целенаправленно и систематически использовать разнообразные игры, направленные на расширение знаний об окружающей действительности, проявления инициативы и активности в решении игровых задач, развития интереса, наблюдательности, любознательности, самостоятельности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) тестирование; наблюдение; методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: МКДОУ «Детский сад №1» комбинированного вида , г. Борисоглебск, Воронежской области.
На констатирующем этапе экспериментального исследования перед нами стояла задача: определить уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
.
Для решения поставленной задачи мы использовали следующие методики: «Логическая задача»- Т.Б. Мазепеной ; «Нелепицы»- Р.С. Немова ; « Исключение четвертого»- Л.С. Венгера
Показатели развития познавательной активности старших дошкольников
(констатирующий этап эксперимента) )
На формирующем этапе эксперимента перед нами стояла следующая задача: создать условия, обеспечивающие динамику познавательной активности дошкольников.
На контрольном этапе эксперимента перед нами стояла задача: доказать эффективность развития познавательной активности старших дошкольников посредством игры.
Показатели развития познавательной активности старших дошкольников
(контрольный этап эксперимента)
Сравнительные показатели развития познавательной активности старших дошкольников
Уровень
Констатирующий этап
Высокий
Контрольный этап
3 человека (14,3%)
Средний
12 человек (57,1%)
11человек (52,4%)
Низкий
10 человек (47,6%)
6 человека (28,6 %)
0 человек (0%)
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие познавательной активности дошкольников будет проходить более эффективно, если в образовательном процессе дошкольного учреждения целенаправленно и систематически использовать разнообразные игры, направленные на расширение знаний об окружающей действительности, проявления инициативы и активности в решении игровых задач, развития интереса ,наблюдательности, любознательности, самостоятельности – подтвердилась , задачи исследования выполнены.