Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) на дошкольном уровне образования
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) на дошкольном уровне образования
Как показывают исследования речевой деятельности детей с ОВЗ и огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей дошкольного возраста по специальным коррекционно-развивающим программам с помощью грамотно организованного психолого-педагогического сопровождения позволяет полностью устранить речевые нарушения до перехода на следующий уровень образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) на дошкольном уровне образования»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1935»
109431, Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 18, кор.2, тел. (495) 704-08-40/факс (495)704-26-11
Психолого-педагогическое сопровождениевоспитанников с ТНР(тяжёлыми нарушениями речи)
Подготовила:
учитель-логопед
Куляк Светлана Сергеевна
Тяжёлые нарушения речи
Это стойкие специфические нарушения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодики), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Варианты логопедических заключений:
Общее недоразвитие речи (I уровень речевого развития)
Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития) при дизартрии
Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) при стёртой дизартрии
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи при стёртой дизартрии
Общие проблемы у воспитанников с ТНР:
Ограничение активного и пассивного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, нарушения общей разборчивости речи.
Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (монологическая и диалогическая речь).
Имеются пространственные нарушения, обуславливающие выраженные и стойкие нарушения письменной речи (дислексию и дисграфию), нарушения счёта (акалькулию).
Снижен уровень произвольного внимания и слуховой памяти.
Присутствуют специфические особенности вербального мышления, связанные с недоразвитием всех компонентов речи.
Особые образовательные потребности воспитанников с ТНР
• организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением;
• преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
• обучение и воспитание ребёнка с ТНР адекватно степени выраженности его речевого недоразвития;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных и коррекционно-развивающих областей
• создание условий, компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода;
• координация педагогических и психологических средств воздействия в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения;
• гибкое варьирование организации процесса воспитания и обучения путем расширения /сокращения содержания отдельных областей и использования необходимых методик и технологий;
• индивидуальный темп продвижения в образовательном пространстве воспитанников с ТНР;
• постоянный (пошаговый) мониторинг результативности сформированности социальной компетенции;
• применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной речью;
• профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;
• обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
Система специальных образовательных условий обучения, воспитания и развития для воспитанников с ТНР:
Раннее выявление детей с речевой патологией с помощью экспресс-диагностики;
Систематическая коррекционно-логопедическая помощь, в соответствии с выявленным нарушением в раннем или дошкольном возрасте;
Взаимодействие и координация педагогических и психологических средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога и воспитателей;
Составление адаптированных программ;
Применение индивидуально-ориентированных специфических приёмов и методов логопедической коррекции при различных формах речевой патологии;
Здоровьесберегающий режим;
Психолого-педагогическое сопровождение семьи;
Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей;
Необходимость неоднократного повторения материала (концентрический подход).
Организация воспитательной работы с использованием системы дополнительного образования.
Мониторинг продвижения ребёнка в образовательном пространстве в рамках целевых ориентиров.
Алгоритм логопедического сопровождения детей с ТНР:
Этапы
Основное содержание
1. Организационный
Результат
Стартовая логопедическая и психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи.
2. Основной
Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
Решение задач, заложенных в индивидуальных и рабочей коррекционных программах.
Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с ТНР в ДО и семье.
3. Заключительный
Логопедический и психолого-педагогический мониторинг.
Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Конструирование рабочей программы работы с детьми с ТНР.
Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы.
Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.
Определение дальнейших коррекционно-образовательных (образовательных) перспектив.
Конструирование программы взаимодействия специалистов ДО и родителей ребенка с ТНР.
Решения о прекращении логопедической работы с ребенком, изменения ее характера и направленности, корректировка индивидуальных и рабочей программ и продолжение логопедической работы.
Содержание образовательного и коррекционного процесса выстроено в соответствии с
Образовательной программой ДО,
Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина (Сборник программ ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушения речи» 3-е издание, Москва «Просвещение», 2010.)
с вариативным парциальным использованием
«Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (автор Нищева Н.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352 с.),
Программы «Учимся говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-6 лет» (автор Ткаченко Т.А. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112 с. – (Если дошкольник плохо говорит)),
Громова
Только при удовлетворении особых образовательных потребностей каждого воспитанника, в процессе грамотно построенного психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ТНР, можно открыть ему путь к полноценному качественному образованию.
Спасибо за внимание!
Роль педагога в создании условий успешного развития ребенка с ОВЗ