Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в современном ДОУ
Васильева Л.А., заведующий
Жилина Е.Н., заместитель заведующего по УВР Зеленова И.Н., старший воспитатель
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 79. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
П Л А Н
основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства
Внедрение эффективных практик оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам. (Обеспечение на основе системного комплексного подхода условий для повышения качества жизни и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического спектра).
Обеспечение повышения квалификации сотрудников по вопросам работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Основная цель ГБДОУ:
Создание оптимальных условий, способствующих компенсации отклонений в развитии дошкольников с нарушениями зрения и их успешной социализации.
Задачи деятельности ДОУ:
организация системного подхода к образовательной, развивающей и лечебно-коррекционной работе;
оказание практической и консультативной помощи родителям детей с нарушением зрения с учетом ФГОС ДО;
социальная адаптация детей с ОВЗ и формирование у них предпосылок учебной деятельности.
Психофизические особенности детей с нарушением зрения.
снижение скорости и точности зрительного восприятия, искаженность восприятия предметов;
- нарушение пространственного восприятия, восприятияглубины пространства;
нарушения мелкой моторики руки и развития зрительно-моторной координации;
замедление развития познавательных процессов.
сужение объёма памяти.
Если в период дошкольного детстваразвитие зрительного восприятия у детей, имеющих нарушения зрения, осуществлялосьбез специальной помощи, то к моменту поступления в школу, у них могут проявитьсявторичные отклонения в зрительном восприятии:-фрагментарность - диффузность - недифференцированность- значительноеснижение объёмавосприятия окружающего.Вследствие этого, может наблюдаться задержка психического развития.
Особые образовательные потребностидетей со зрительной депривацией:
*Введение специальных разделов обучения;*использование специфических средств обучения;*качественная индивидуализация обучения;*особая пространственная и временная организации среды;*согласованная работа квалифицированных специалистов разных профилей;*включение родителей ребенка в образовательный процесс;*максимальное расширение образовательногопространства за пределы образовательного учреждения.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБУ Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Санкт-Петербурга
134 ребенка
С 3 до 4 лет 2 группы
Образование
- высшее педагогическое -22 чел.
- среднее педагогическое-11 чел.
- специальное коррекционное образование – 17 чел.
С 4 до 5 лет 2 группы
С 2 до 3 лет 2 группы
С 5 до 6 лет 2 группы
С 6 до 7 лет 2 группы
ИМЦ Фрунзенского района
СПб АППО
Сетевое взаимодействие
Педагогические кадры
Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) ГБДОУ д/с № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт - Петербурга
РГПУ им. А.И. Герцена кафедра тифлопедагогики
Аттестация:
- высшая кв. категория - 24 чел.
- первая кв. категория - 6 чел.
- по образованию и стажу - 3 чел.
ЦТиО Фрунзенского района
СПб государственная библиотека для слепых и слабовидящих
Воспитатели – 20 чел.
Специалисты:
Учитель- дефектолог - 6 чел.
Учитель – логопед - 3 чел.
Педагог – психолог - 1 чел.
Муз. Руководитель - 2 чел.
Интср. по физ. культуре - 1 чел.
ГБОУ СОШ № 448 Фрунзенского района
Медицинские работники:
Врач-офтальмолог - 1 чел.
Старшая медицинская сестра - 1 чел.
Медицинская сестра кабинета офтальмолога - 2 чел.
СПб ГУЗ Детское поликлиническое отделение № 41
Система осуществления взаимодействия педагогического и медицинского персонала в работе с детьмисо зрительной депривацией в ДОУ компенсирующего вида.
Медико-оздоровительный и лечебно-восстановительный блок
Воспитательный блок
Диагностический блок
Коррекционно-развивающий блок
Образовательный блок
Развитие зрительного восприятия
Культурно-гигиенические навыки
Физическое развитие
Мониторинг развития
Познавательное развитие
МППК
Коррекция речевого развития
Медицинское сопровождение (врач-педиатр)
Речевое развитие
Навыки самообслуживания
Протокол обследования
Коррекция эмоциональной сферы
Социально-коммуникативное развитие
Карта индиви-дуального сопровож-дения развития ребенка
Индиви-дуальный маршрут ребенка-инвалида
Медицинская помощь (врач-офтальмолог, врач-невропатолог, медсестры-ортоптистки)
Воспитание культуры поведения
Совершенствование двигательных функций
Художественно-эстетическое развитие
Рекомендации специалистов
Учет индивидуальных особенностей
Определение зоны ближайшего развития
Структура сопровождения ребенка
Изучение документации: заключение ГПМПК
Диагностика
Воспитатель
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Медицинские работники
Педагог-психолог
Другие специалисты
Медико-психолого-педагогический консилиум
Разработка индивидуального образовательного маршрута психолого-педагогического и медицинского сопровождения
Индивидуальная работа с ребенком
Необходимость создания специальных условий для освоения Рабочих программ
Работа с родителями
Рекомендации всем субъектам ОП
Создание комфортных и специальных условий для воспитания, обучения, развития с учетом его компенсаторных возможностей.
Специальные условия в ДОУ для детей с нарушением зрения:
Выделение преград, представляющих опасность;
Особые офтальмо-гигиенические требования к цвету горизонтальных и вертикальных поверхностей;
Соблюдение требований к освещенности помещений и рабочих мест;
Правильное рассаживание детей на занятиях.
Соблюдение требований к цвету и размеру пособий в соответствии со зрительным режимом;
Соблюдение требований к демонстрируемому наглядному материалу;
Обязательное наличие муляжей, ярких игрушек, подставок для детей со сходящимся косоглазием, фронтальных и индивидуальных фланелеграфов, фонов, указок;
Наличие специальных пособий для развития зрительного восприятия в условиях группы.
Соблюдение офтальмо-гигиенических требований в ДОУ
к цвету горизонтальных и вертикальных поверхностей;
к освещенности помещений и рабочих мест;
правильное рассаживание детей на занятиях (по рекомендациям врача-офтальмолога).
Условияреализации комплекса реабилитационных и других медицинских мероприятий, направленных на преодоление зрительной депривации.
В ДОУ созданы благоприятные условия реализации комплекса реабилитационных и других медицинских мероприятий, направленных на преодоление зрительной депривации.
Спасибо за внимание!
Электронные ресурсы:
Картинка мальчика в очках с карандашом наперевес - http://www.playing-field.ru
Картинка мальчика в очках http://homeplanyou.us
Фотография мальчика в огромных очках - http://xvatit.com
Картинка поющего мальчика в очках http://skyclipart.ru
Картинка читающего мальчика в очках - http://dreamdictionary.online
Фотография мальчика в очках с поднятым пальцем - http://www.healthykidstoday.org
Фотография мальчика и девочки в очках - http://www.konovalov-eye-center.ru
Картинка детей читающих книжку - http://dutsadok.com.ua
Картинка детей сидящих на 1 слайде - http://www.playcast.ru
Картинка детей со счетами - http://gdou4.ru
Картинка мальчика за столом - http://golubina1981.blogspot.ru/p/blog-page_71.html
Картинка девочки, читающей лежа книгу - http://mbdoy41.ucoz.ru/index/voprosy_adaptacii/0-75