"Психолого - педагогическая реобилитация детей раннего возраста"
"Психолого - педагогическая реобилитация детей раннего возраста"
Основные формы организации психолого-педагогической реабилитации в доме ребенка:
*Коррекционно-развивающие занятия воспитателей. *Занятия с психологом. *Коррекционно-логопедическая работа. *Физическое воспитание. *Музыкальное воспитание. *Психолого-педагогическая коррекция детей с с. Дауна. *Сенсорная комната. *Лекотека. *Эрготерапия. *Арт-терапия, песочная терапия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Психолого - педагогическая реобилитация детей раннего возраста"»
Воспитатель: Сысоева Наталья Вячеславовна.
КУЗ ВО «Воронежский областной специализированный дом ребенка»
Психолого-педагогическая реабилитация
(детей от рождения до4-х лет и детей с ограниченными возможностями)
Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети с самого раннего возраста, лишенные попечения родителей, которым необходимо обеспечить весь комплекс профилактических, коррекционных, лечебно-оздоровительных, воспитательных и реабилитационных воздействий .
Основные формы организации психолого-педагогической реабилитации в нашем доме ребенка
Коррекционно-развивающие занятия воспитателей.
Занятия с психологом.
Коррекционно-логопедическая работа.
Физическое воспитание.
Музыкальное воспитание.
Психолого-педагогическая коррекция детей с с. Дауна.
Сенсорная комната.
Лекотека.
Эрготерапия.
Арт-терапия, песочная терапия.
Коррекционно-развивающие занятия воспитателей
Наиболее традиционная форма общения взрослого и ребенка, в ходе которого решаются различные задачи по формированию способов познания мира ребенком и коррекции его недостатков.
Работа психолога
Направлена на обеспечение гармоничного развития ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сфер.
Психолого-педагогическая работа с детьми включает в себя психодиагностику и психокоррекцию.
Кроме этого, педагог-психолог выполняет следующие функции:
работа с приемными родителями и кандидатами в приемные родители;
учебно-методическая работа;
консультативная работа с сотрудниками.
Коррекционно-логопедическая работа
Основной задачей коррекционно-логопедической работы является ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии, основанная на пластичности и высоких компенсаторных возможностях ЦНС ребенка раннего возраста.
Применяя различные диагностические и коррекционные методики дефектологи успешно проводят работу по следующим направлениям:
Диагностика;
Коррекция высших психических функций;
Формирование сенсорных представлений;
Формирование основных видов речевой деятельности;
Формирование общей и тонкой моторики;
Нормализация тонуса артикуляционного аппарата;
Формирование навыков самообслуживания.
Физическое воспитание
Формула
Движения + Движение = здоровья для малышей
Чтобы помочь ребенку восполнить дефицит движения и стимулировать его психофизическое развитие, мы ставим перед собой следующие задачи:
- удовлетворение естественной, биологической потребности ребенка в движении;
- развитие и тренировка всех систем и функций организма через специально организованную для данного возраста двигательную активность;
- формирование навыков разных видов движения и стимулирования функциональных возможностей каждого ребенка.
Поставленные задачи реализуются посредством комплекса упражнений, которые предусматривают физиологически и педагогически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении являются увлекательными для малыша.
Музыкальное воспитание
Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста. Специфические задачи музыкального воспитания в нашем доме ребенка соответствуют уровню развития детей первого года жизни и детей с ограниченными возможностями. Это следующие задачи:
- дать детям радость и побуждать их к активности;
- дать яркие художественные и музыкальные впечатления;
- привлекать внимание детей или переключать их на другой вид деятельности;
- привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка;
- способствовать проявлению активных голосовых и двигательных реакций.
Эрготерапия
Работа кабинета эрготерапии направлена на развитие:
мелкой моторики;
зрительно-пространственных представлений;
отработку координаций по суставам;
увеличению силы мышц, мышечного тонуса;
уменьшение гиперкинеза;
увеличение общей координации движений.
Психолого-педагогическая коррекция детей с синдромом Дауна
Одним из актуальных направлений коррекционной педагогики на современном этапе является ранняя психолого-педагогическая коррекция детей с с. Дауна. В связи этим в КУЗ ВО «ВОСДР» существует отдельное направление по коррекционной работе с такими детьми.
Цель выделения данного направления – создание базы для дальнейшей коррекционной работы и интеграции детей с с. Дауна в общество.
Задачи данного направления:
максимально возможная компенсация недостатков, отклонений в развитии ребенка;
Раскрытие потенциальных резервов ребенка в обучении, поведении;
Развитие всех психических процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение);
формирование необходимых для дальнейшей реабилитации навыков и умений.
Сенсорная комната
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др.
Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты –восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи), гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.
Лекотека
Целью лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями развития. Основной формой работы в лекотеке является игровой сеанс, который направлен на реализацию индивидуально-ориентированной программы, оценку динамики психического и психологического состояния ребенка, преодоление поведенческих проблем.
Ведь игра для детей раннего возраста – это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения!
Песочная терапия
Песочная терапия — это сильнейшее положительное воздействие на эмоциональную и познавательную сферу малыша.
Песочная живопись (в том числе как и общение с натуральным материалом) – развивает:
тактильную чувствительность;
моторику пальцев;
пространственное восприятие;
мышление и внимание;
воображение и фантазию.
Все это вкупе способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Арт-терапия
Арт-терапия для детей - художественная терапия, помогающая малышам через визуальный канал коммуникации выразить себя, свои мысли, переживания.
Упражнения с использованием приемов арт-терапии направлены не только на коррекцию речевой деятельности, а также на развитие воображения, эмоционального воспитания, координации движения, памяти, восприятия, внимания и мышления.