Семинар с психологами и логопедами. Психологическое сопровождение детей с ОНР. Совместная помощь детям с ОНР педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение детей с ОНР»
Психологические особенности детей с ОНР
Выполнила: педагог-психолог Козлова О.С.
МАДОУ «Култаевский детский сад «Капитошка»
Определение ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) или тяжелое нарушение речи - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и феномообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности:
1. первый уровень - характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.
2. второй уровень - Р.Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей, у них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении.
3. третий уровень - характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических отклонений Преодоление ОНР у дошкольников.
Особенности развития познавательных процессов у детей с ОНР:
2. Низкий уровень развития основных свойств внимания ;
3. Снижена вербальная память и продуктивность запоминания;
4. Отстают в развитиисловесно – логического мышления , с трудом овладевают анализом и синтезом;
5. Возможны общедвигательные нарушения;
6. Недоразвитие мелкой моторики;
Эмоционально-волевая сфера детей с ОНР:
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, страхи;
- неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
- энурез;
- повышенная обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Взаимодействие педагога – психолога с учителем-логопедом, в работе с детьми с ОНР:
Целью работы педагога-психолога и учителя-логопеда является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Задачи работы специалистов
Задачи работы логопеда
Задачи работы психолога
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки
Совершенствование мелкой моторики
Развитие зрительно – моторной координации
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
Активизация отработанной лексики
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды
Повышение психологической культуры родителей и педагогов
Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия