kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологический практикум для педагогов "Нестандартные дети в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Просмотр содержимого документа
«Психологический практикум для педагогов "Нестандартные дети в детском саду"»

«НЕСТАНДАРТНЫЕ» дети в детском саду практикум для педагогов

«НЕСТАНДАРТНЫЕ»

дети

в детском саду

практикум для педагогов

План:  1. Портрет трудного ребенка 2. Причины детской трудности. 3. Принципы отношения к «трудным» детям: индивидуальный подход. 4. Рекомендации по эффективному взаимодействию с «трудными» детьми.

План:

1. Портрет трудного ребенка

2. Причины детской трудности.

3. Принципы отношения к «трудным» детям: индивидуальный подход.

4. Рекомендации по эффективному взаимодействию с «трудными» детьми.

Упражнение « Черное и белое ». «Трудный ребенок», прежде всего, давайте рассмотрим слово трудный, выделим корень и найдем однокоренные слова, будем сразу выделять по смысловому значению слова положительные или отрицательные. Трудный Корень: труд. Однокоренные слова:

Упражнение « Черное и белое ».

«Трудный ребенок», прежде всего, давайте рассмотрим слово трудный, выделим

корень и найдем однокоренные слова, будем сразу выделять по смысловому значению

слова положительные или отрицательные.

Трудный

Корень: труд.

Однокоренные слова:

« +» «-» Потрудиться трудности Сотрудник трудно Сотрудничать затруднительно Труд Трудиться Трудовой Трудолюбивый Трудяга Трудящийся

« +» «-»

Потрудиться трудности

Сотрудник трудно

Сотрудничать затруднительно

Труд

Трудиться

Трудовой

Трудолюбивый

Трудяга

Трудящийся

Вывод: мы видим, что слов, с положительным значением больше. Может быть и в словосочетании «Трудный ребенок» можно найти совершенно другой смысл, отличный от того какой мы привыкли вкладывать в него в своей педагогической деятельности. В этом нам сегодня и предстоит разобраться, найти технологии, помогающие из отрицательных фактов сделать положительные, научиться эффективно взаимодействовать с «трудными детьми».

Вывод: мы видим, что слов, с положительным значением больше.

Может быть и в

словосочетании «Трудный ребенок» можно найти совершенно другой смысл,

отличный от того какой мы привыкли вкладывать в него в своей педагогической

деятельности. В этом нам сегодня и предстоит разобраться, найти технологии,

помогающие из отрицательных фактов сделать положительные, научиться эффективно

взаимодействовать с «трудными детьми».

Кто-то, когда-то должен ответить,  Высветив правду, истину вскрыв,  Что же такое трудные дети?  Вечный вопрос и больной как нарыв.  Вот он сидит перед нами, взгляните, Сжался пружиной, отчаялся он,  Словно стена без дверей и окон. Вот они, главные истины эти:  Поздно заметили, поздно учли. Нет, не рождаются трудные дети!  Просто им вовремя не помогли.  С. Давидович.

Кто-то, когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое трудные дети? Вечный вопрос и больной как нарыв. Вот он сидит перед нами, взгляните,

Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти: Поздно заметили, поздно учли.

Нет, не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович.

«Трудный ребенок – это…» Прежде всего, давайте попробуем представить в своем воображении: как должен выглядеть наш «трудный ребенок».

«Трудный ребенок – это…»

Прежде всего, давайте попробуем представить в своем воображении: как должен

выглядеть наш «трудный ребенок».

1. Портрет трудного ребенка?  не контролируют собственное поведение; не осознают своих и чужих чувств и эмоций; не соблюдают правила поведения в дошкольных учреждениях; не реагируют на замечания родителей и педагогов; часто устраивают истерики; не умеют вести себя в общественных местах; вызывают раздражение у взрослых; становятся изгоями в детском коллективе не идёт на контакт с родителями и педагогами; не может найти общий язык с окружающими; дерётся и издевается над другими детьми; .

1. Портрет трудного ребенка?

  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе
  • не идёт на контакт с родителями и педагогами;
  • не может найти общий язык с окружающими;
  • дерётся и издевается над другими детьми;
  • .

Обычно встречается следующее:  Агрессивность Конфликтность Вспыльчивость Негативизм Эгоцентричность Демонстративность Дурашливость Обидчивость Дефицит внимания Двигательная расторможенность

Обычно встречается следующее:

  • Агрессивность
  • Конфликтность
  • Вспыльчивость
  • Негативизм
  • Эгоцентричность
  • Демонстративность
  • Дурашливость
  • Обидчивость
  • Дефицит внимания
  • Двигательная расторможенность

В характеристике «трудного» ребенка можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»: невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети так плохи, что никуда не годятся? Ничего подобного!

В характеристике «трудного» ребенка можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»: невнимательный, неусидчивый, непослушный,

неспособный и т.д.

Неужели эти дети так плохи, что никуда не годятся? Ничего подобного! " трудные" дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно.

 

Упражнение  ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК  Трудный ребенок – это……

Упражнение ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК Трудный ребенок – это……

создающий проблемы в обучении, воспитании, сам страдающий от этого; без  коррекционных мер в дальнейшем возможно антисоциальное поведение. это ребенок, при взаимодействии с которым во время учебного процесса и(или)\ вне него возникают определенные сложности, связанные с капризностью, несоблюдением дисциплины, повышенной тревожностью и т.д., от которых страдает не только окружение
  • создающий проблемы в обучении, воспитании, сам страдающий от этого; без

коррекционных мер в дальнейшем возможно антисоциальное поведение.

  • это ребенок, при взаимодействии с которым во время учебного процесса и(или)\ вне него возникают определенные сложности, связанные с капризностью, несоблюдением дисциплины, повышенной тревожностью и т.д., от которых страдает не только окружение "трудного", но и сам ребенок.
  • это ребенок, поведение которого вследствие объективных причин (неудачи в

семье, неудачи в учебе, неудачи в отношении со сверстниками) не

соответствует социальным нормам. С помощью такого поведения он "просит",

чтобы на него обратили внимание и по возможности устранили факторы,

провоцирующие его на такое поведение.

  • ребенок, который испытывает трудности в воспитании и обучении, в связи с чем нуждается во внимании, понимании и поддержке со стороны окружающих.
  • ребенок, который не умеет выражать свои эмоции и чувства социально

приемлемым способом, имеет проблемы в общении со сверстниками и обучении.

В число «трудных» обычно попадают дети не «худшие»,

а особенно чувствительные и ранимые .

Они становятся такими под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Трудный ребенок нуждается в помощи и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

В связи с этим, встают вопросы:

В связи с этим, встают вопросы: "Что мы знаем о "трудных" детях? Почему они становятся "трудными" для нас?"

Более 70% родителей и 80% педагогов считают, что ребёнок должен «быть послушным», должен «уметь себя вести», должен быть внимательным, старательным и т.п. К сожалению, взрослые не готовы не только понять причины подобного поведения ребёнка и проявить терпение, но и взять на себя ответственность за его состояние и поведение.

Более 70% родителей и 80% педагогов считают, что ребёнок должен «быть послушным», должен «уметь себя вести», должен быть внимательным, старательным и т.п.

К сожалению, взрослые не готовы не только понять причины подобного поведения ребёнка и проявить терпение, но и взять на себя ответственность за его состояние и поведение.

СОЦИАЛЬНЫЕ факторы (воспитание; семейные отношения; родительские установки) 2. Причины детской «трудности»   СИТУАТИВНЫЕ факторы  (нарушения временного характера) ВРОЖДЕННЫЕ факторы; состояние нервной системы ,

СОЦИАЛЬНЫЕ факторы (воспитание; семейные отношения; родительские установки)

2. Причины детской «трудности»

СИТУАТИВНЫЕ факторы (нарушения временного характера)

ВРОЖДЕННЫЕ факторы; состояние нервной системы ,

Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами : Ошибками в воспитании.  Определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы.     Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить ребёнка различными неадекватными воспитательными воздействиями.

Осложнения психического и личностного развития ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами :

  • Ошибками в воспитании.
  • Определённой незрелостью или минимальными поражениями нервной системы.

Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить ребёнка различными неадекватными воспитательными воздействиями.

Почему ребенок ведет себя плохо?  1. Привлечение внимания

Почему ребенок ведет себя плохо?

1. Привлечение внимания

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
  • Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Что делать

Что делать

  • чаще обращайтесь к ребёнку по имени, говорите ему ласковые слова;
  • если плохое поведение ребёнка вызвано именно недостатком , лучше его игнорировать;
  • если ребёнок начинает плохо вести себя, отвлеките его, дайте ему какое-нибудь и обязательно похвалите за выполнение;
  • Пусть он чувствует себя нужным и значимым человеком в вашей жизни, а не досадной помехой в родительских делах.
Даже небольшие достижения ребенка необходимо отмечать похвалой:  Сам куртку застегнул – молодец!  Ложки на столе к обеду разложил – умница!  Это и есть положительное внимание, отрицательное внимание – когда ребенка замечают, только чтобы сделать ему замечание или наказать, в то же время его позитивные поступки и намерения игнорируются. Важно, чтобы в общении с ребенком позитивное внимание преобладало над негативным. Если этого не происходит, то есть большая вероятность того, что ребенок попробует привлечь Ваше внимание негативными поступками.

Даже небольшие достижения ребенка необходимо отмечать похвалой: Сам куртку застегнул – молодец! Ложки на столе к обеду разложил – умница!

Это и есть положительное внимание, отрицательное внимание – когда ребенка замечают, только чтобы сделать ему замечание или наказать, в то же время его позитивные поступки и намерения игнорируются. Важно, чтобы в общении с ребенком позитивное внимание преобладало над негативным. Если этого не происходит, то есть большая вероятность того, что ребенок попробует привлечь Ваше внимание негативными поступками.

Почему ребенок ведет себя плохо?  2. Власть (борьба за самостоятельность)

Почему ребенок ведет себя плохо?

2. Власть

(борьба за самостоятельность)

Знаменитое требование
  • Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.
  • Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!
Что делать:

Что делать:

  • признайте силу ребёнка, но вместе с его ответственностью. Например, мама разрешает дочери надеть праздничное платье в будний день в детский сад, но если девочка испачкает его, то на утренник ей придётся идти в другом платье.
  • поставьте границы непозволительного поведения. Нельзя драться и обзывать родителей, взрослых, детей в группе; нельзя ломать и портить свои и чужие игрушки. Если ребёнок перешёл эти границы – за поступком должно следовать наказание. Его следует обговорить с ребёнком ещё до совершения «противоправных» действий.
  • научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями, справляться с гневом, яростью и агрессией
Почему ребенок ведет себя плохо?  3. Месть (протест против несправедливости)

Почему ребенок ведет себя плохо?

3. Месть

(протест против несправедливости)

Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: педагог более внимательна к хорошистам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, воспитатель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.   Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...   И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость .
  • Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: педагог более внимательна к хорошистам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, воспитатель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.
  •   Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...
  •   И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость . Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."
Что делать :

Что делать

:

  • учите детей говорить о своих чувствах и переживаниях, чаще спрашивайте «Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сегодня настроение?»;
  • после ссоры с ребёнком: попросите прощения, если не сдержались и накричали на обсудите, почему вы поссорились и что можно сделать, чтобы избежать этого в дальнейшем;
  • не бойтесь показать свои чувства перед малышом. Ваш авторитет от этого не пострадает. Да, вам тоже иногда бывает и грустно, и обидно, и стыдно за свои ошибки.
Почему ребенок ведет себя плохо?  4. Избегание неудачи (потеря веры в себя)

Почему ребенок ведет себя плохо?

4. Избегание неудачи

(потеря веры в себя)

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой.   Подобное
  • Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой.
  •   Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"
Что делать:

Что делать:

  • создавать ситуации успеха, в которых ребёнок сможет проявить свои сильные стороны;
  • повышать самооценку ребёнка, хвалить за проявление настойчивости, доведение начатого до конца;
  • научить думать о себе в позитивном ключе («я ещё не умею завязывать шнурки, но зато я могу за пять минут собрать сложный пазл»);
  • сравнивать ребёнка только с самим собой, не с другими;
  • поддерживать и помогать при возникающих трудностях, но не делать за него!
Помните:   В основе любого патологического поведения лежит скрытое психологическое страдание !

Помните:

В основе любого патологического поведения лежит скрытое психологическое страдание !

3. Принципы отношения к «трудным» детям 1. Время и терпение  2. Игнорирование 3. Твердость и последовательность 4. Внимание к позитиву 5. Любовь

3. Принципы отношения к «трудным» детям

1. Время и терпение

2. Игнорирование

3. Твердость и последовательность

4. Внимание к позитиву

5. Любовь


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологический практикум для педагогов "Нестандартные дети в детском саду"

Автор: Подковырова Анна Викторовна

Дата: 06.05.2020

Номер свидетельства: 548853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) ""Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении". "
    ["seo_title"] => string(71) "sovriemiennyie-formy-raboty-s-roditieliami-v-doshkol-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "212882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948021"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства