Просмотр содержимого документа
«Проект - доклад "Организация предметно - развивающей среды по игровой деятельности в средней группе"»
Проект – доклад организация предметно-развивающей среды по игровой деятельностив средней группе
Выполнила:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Вотинова Е.А.
Предметно-игровая среда для детей дошкольного возраста
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как
самостоятельность
активность
Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей
При проектировании предметно-игровой среды в группе, прежде всего, ориентируемся на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяют следующие принципы:
Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Принцип открытости
Гибкого зонирования;
Стабильности-
динамичности развивающей среды;
Полифункциональности
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка
Принцип учета половых и возрастных различий детей
Принцип активности, самостоятельности, творчества
позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком
Здесь могут быть (По В. А. Петровскому):
Стены, на которых можно рисовать;
Ширмы-домики, шатры, которые можно использовать для сюжетно-ролевых игр, уединения, игр- драматизации.
Крупный строительный материал (кубы, арки, плоские маты, сделанные из поролона, обшитые кожей), из которого можно строить дома, дворцы, лабиринты, пещеры и так далее;
Спортивный комплекс, который при изменении может превращаться то в сказочный лес, то в фантастическое животное, то в арену цирка;
Сцена (подиум), на которой можно выступать;
«Улицы» с множеством дорог, по которым могут ездить машины, а дети закреплять правила дорожного движения;
Оборудование для взрослой деятельности (для приготовления еды, стирке и глажения белья, мытья игрушек; для уборки помещения; участка для обработки огорода, клумб и т.д.);
В оборудовании групповой комнаты должны отражаться не только интересы и склонности детей, но и творчество воспитателя, так как дети легко будут участвовать в той деятельности, которую предлагает взрослый, в которой он – мастер.
При организации пространства в группе важно подключать к этому самих детей. Каждое из предположений детей необходимо выслушать и обсудить в первую очередь, с точки зрения того, насколько целесообразны предполагаемые изменения, удобны с точки зрения каждого члена группы, безопасны ли они для всех. Если предложения ребёнка принимаются, то дальше ведутся совместные поиски возможностей и способов его реализации. Можно привлекать родителей, детей других групп, школьников и так далее;
Кроме того, принцип активности, самостоятельности и творчества требует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими, доставать и убирать на место, при этом должны соблюдаться требования безопасности жизни и здоровья детей.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.
Здесь могут быть центры:
Центр общения;
Центр сюжетно-ролевой игры и игры драматизации;
Центр строительно-конструктивных игр;
Центр изобразительного искусства;
Центр «Наш город»;
Логико-математический центр;
Центр развития речи и грамотности;
Центр «Моя семья»;
Центр «Моя группа»;
Естественно-научный центр.
Спортивный центр
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками) способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
Предметно игровая среда в средней группе:
Для детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна построиться таким образом, чтобы предоставить каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно-развивающая среда должна быть организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности- игры, соответствовать возрастным особенностям детей 4-5 лет.
средняя группа
Организация развивающей среды в средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Игровая зона должна находится в удобной стороне группы. Это позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания и дружеских взаимоотношений между детьми.
Весь игровой материал должен быть эстетически привлекателен детям.
Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:
учитывать закономерности развития игровой деятельности;
соответствовать педагогическим задачам воспитания детей данного возраста;
носить развивающий характер;
соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.
Предметно-игровая среда в группах детского сада должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.