kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры посредством речевого этикета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры посредством речевого этикета" направлен на -формирование умения выражать приветствие,

просьбу, приглашение, оценку, благодарность, поздравление;-развитие желания обращаться вежливо, приветливо со знакомыми и новыми людьми;-обогащение, расширение и активизация словаря «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности;-закрепление  представлений детей о том, что «волшебные слова» помогают человеку;       -обучение правильному употреблению вежливых слов в зависимости от ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры посредством речевого этикета" »

ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок» «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»  Сервантес. Руководитель: Гудкова Татьяна Николаевна

ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок»

«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»

Сервантес.

Руководитель: Гудкова Татьяна Николаевна

ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.  В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается  из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам;  адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Таким образом, ФГОС ДО дает педагогам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.  Усвоение норм вежливости — одна из составляющих духовно-нравственного развития детей. Работа, направленная на формирование речевого этикета у дошкольников, способствует предотвращению деформации моральных норм и нравственных установок, характерных для современного общества. Проблема формирования у детей представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной.  

ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается  из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам;  адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, ФГОС ДО дает педагогам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Усвоение норм вежливости — одна из составляющих духовно-нравственного развития детей. Работа, направленная на формирование речевого этикета у дошкольников, способствует предотвращению деформации моральных норм и нравственных установок, характерных для современного общества. Проблема формирования у детей представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной.  

выявил противоречия между -  современными требованиями к содержанию дошкольного образования и недостаточно систематизированным информационно-методическим обеспечением;  - традиционными подходами к организации воспитания культуры общения и необходимостью учета особенностей индивидуального развития каждого ребенка.  Таким образом, специально организованная работа, направленная на развитие у детей навыков вежливого общения, будет способствовать успешному формированию основ духовно-нравственной культуры, гармонизации межличностных отношений.

выявил противоречия между

- современными требованиями к содержанию дошкольного образования и недостаточно систематизированным информационно-методическим обеспечением;

- традиционными подходами к организации воспитания культуры общения и необходимостью учета особенностей индивидуального развития каждого ребенка.

Таким образом, специально организованная работа, направленная на развитие у детей навыков вежливого общения, будет способствовать успешному формированию основ духовно-нравственной культуры, гармонизации межличностных отношений.

совершенствование речевого этикета детей,  культуры общения

совершенствование

речевого

этикета детей,

культуры общения

На важность усвоения основ культуры речи указывали в своих работах М. М. Бахтин, Г. О. Винокур, В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, Л. И. Скворцов.

В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается, как специфический вид деятельности (А. А. Брудный, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Тарасов и др.) .

Она рассматривается и в целом ряде лингвистических работ, посвященных речевому этикету (А. А. Акишина, В. Г. Костомаров, Е. М. Верещагин,

В. Е. Гольдин, Л. П. Крысин, Т. А. Ладыженская, Н. И. Формановская) .

Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям».

Обозначение проблемы, определение цели, задач Сбор информации, работа с методической литературой; знакомство с интернет - ресурсами Составление плана работы, подготовка диагностического инструментария 4.Подбор художественной литературы 5.Изготовление атрибутов к дидактическим, подвижным, ролевым играм, наглядно – иллюстративного материала, оформление уголка с размещением материала по теме проекта 6.Проведение диагностирования
  • Обозначение проблемы, определение цели, задач
  • Сбор информации, работа с методической литературой; знакомство с интернет - ресурсами
  • Составление плана работы, подготовка диагностического инструментария

4.Подбор художественной литературы

5.Изготовление атрибутов к дидактическим,

подвижным, ролевым играм, наглядно – иллюстративного материала, оформление уголка с размещением материала по теме проекта

6.Проведение диагностирования

Диагностический инструментарий Беседа Моделирование  игровых ситуаций Наблюдение за поведением детей в самостоятельной деятельности

Диагностический инструментарий

Беседа

Моделирование

игровых ситуаций

Наблюдение за поведением детей в самостоятельной деятельности

Образовательные технологии Игровые Информационно- коммуникативные Здоровье-сберегающие Личностно- ориентированые

Образовательные

технологии

Игровые

Информационно-

коммуникативные

Здоровье-сберегающие

Личностно-

ориентированые

проблемные игровые Методы продуктивные словесные наглядные

проблемные

игровые

Методы

продуктивные

словесные

наглядные

Содержание работы:  Чтение художественной литературы : -Э.Мошковская «Вежливое слово», В.Осеева «Волшебное слово», В.А.Сухомлинский «Для чего говорят спасибо» , -загадки, пословицы, поговорки, -стихотворения по теме: С.Маршака, В. Голяховского, А.Кондратьева, З.Бядули, В.Кудлачева, А.Барто, К.Кушака, В.Нечаевой, В.Дмитриевой - Просмотр мультфильмов: (Лунтик: «Невоспитанные рыбы», «Невежи») -Просмотр презентации «Вежливые слова» Беседы по теме : «Правила вежливости», «Вежливость», « Волшебные слова нам помогают»

Содержание работы:

Чтение художественной литературы :

-Э.Мошковская «Вежливое слово», В.Осеева «Волшебное слово», В.А.Сухомлинский «Для чего говорят спасибо» ,

-загадки, пословицы, поговорки,

-стихотворения по теме: С.Маршака, В. Голяховского,

А.Кондратьева, З.Бядули, В.Кудлачева, А.Барто, К.Кушака,

В.Нечаевой, В.Дмитриевой

- Просмотр мультфильмов:

(Лунтик: «Невоспитанные рыбы», «Невежи»)

-Просмотр презентации «Вежливые слова»

Беседы по теме : «Правила вежливости», «Вежливость», « Волшебные слова нам помогают»

Дидактические игры : «Цветок вежливых слов», «Вежливость», «Оцени поступок»,  «Вежливо - не вежливо», «С кем можно так общаться?», «Догадайся», «Добрые и вежливые слова», «Скажи доброе слово, комплимент товарищу»,  «Словарь вежливых слов»,  «Не ошибись, пожалуйста!»,  «Эхо» и т.п. Сюжетно-ролевые игры : «В магазине», «В автобусе», «В детском саду», «День рождения куклы Тани», «А у нас гости».   Настольно- печатные игры: «Правила поведения», «Этикет».  Подвижные игры: «Догони – вежливое слово говори».  Компьютерные игры: «Вежливо – не вежливо» 14

Дидактические игры : «Цветок вежливых слов», «Вежливость»,

«Оцени поступок», «Вежливо - не вежливо», «С кем можно так общаться?», «Догадайся», «Добрые и вежливые слова», «Скажи доброе слово, комплимент товарищу», «Словарь вежливых слов», «Не ошибись, пожалуйста!», «Эхо» и т.п.

Сюжетно-ролевые игры : «В магазине», «В автобусе», «В детском саду», «День рождения куклы Тани», «А у нас гости».

  Настольно- печатные игры: «Правила поведения», «Этикет».

Подвижные игры: «Догони – вежливое слово говори».

Компьютерные игры: «Вежливо – не вежливо»

14

  Игровые и проблемные ситуации по теме (развитие умения благодарить: «Спасибо», «Пожалуйста», «Не стоит благодарности», «Мне было не трудно», «Я с радостью сделал это для тебя», и др.)

  Игровые и проблемные ситуации по теме (развитие умения благодарить: «Спасибо», «Пожалуйста», «Не стоит благодарности», «Мне было не трудно», «Я с радостью сделал это для тебя», и др.)

Инсценирование: «Вежливая лошадка» Кукольное представление: «Невоспитанный волчонок»

Инсценирование:

«Вежливая лошадка»

Кукольное представление:

«Невоспитанный волчонок»

На начало проекта По окончании проекта

На начало проекта

По окончании

проекта

На начало проекта По окончании проекта

На начало проекта

По окончании

проекта

Эффективность специально организованной работы, направленной на формирование культуры общения у дошкольников как основы духовно-нравственного развития личности подтверждена.

Эффективность специально организованной работы, направленной на формирование культуры общения у дошкольников как основы духовно-нравственного развития личности подтверждена.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 2.Богоусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002. 3.Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 1989. Формирование нравственного здоровья дошкольников. 4. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И. Н. Курочкина. – М. : «Владос», 2001. – 224с. 5. Коваль И.Г. Учимся мыслить. Развивающие игры для детей 4-9 лет /Худож.А.Савченко.-Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»  2010, 256 с. ил.  6.Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа/Ю.А.Афонькина.-Волгоград: Учитель, 2011.-63с.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

2.Богоусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.

3.Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 1989.

Формирование нравственного здоровья дошкольников.

4. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И. Н. Курочкина. – М. : «Владос», 2001. – 224с.

5. Коваль И.Г. Учимся мыслить. Развивающие игры для детей 4-9 лет /Худож.А.Савченко.-Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга» 2010, 256 с. ил. 

6.Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа/Ю.А.Афонькина.-Волгоград: Учитель, 2011.-63с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie  Про вежливость в стихах - http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799-vezhlivye_slova_v_stihah.html  Цель и задачи духовно-нравственного воспитания В.М. Меньшиков - http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44377.php   Модель организации воспитания духовно-нравственной культуры личности -  http://vashpsixolog.ru/educating-students/176-duxovno-nravstvennoe-vospitanie   Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста». Семинар-практикум для педагого в -  http://planetadetstva.net/  Консультация для воспитателей «Речевой этикет воспитателя ДОУ» Е.А.Кычакова - http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie

  • Про вежливость в стихах - http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799-vezhlivye_slova_v_stihah.html

  • Цель и задачи духовно-нравственного воспитания В.М. Меньшиков

- http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44377.php

  • Модель организации воспитания духовно-нравственной культуры личности - http://vashpsixolog.ru/educating-students/176-duxovno-nravstvennoe-vospitanie

  • Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста». Семинар-практикум для педагого в - http://planetadetstva.net/
  • Консультация для воспитателей «Речевой этикет воспитателя ДОУ» Е.А.Кычакова - http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гудкова Татьяна Николаевна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241642


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства