Проект "Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры посредством речевого этикета"
Проект "Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры посредством речевого этикета"
Проект "Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры посредством речевого этикета" направлен на -формирование умения выражать приветствие,
просьбу, приглашение, оценку, благодарность, поздравление;-развитие желания обращаться вежливо, приветливо со знакомыми и новыми людьми;-обогащение, расширение и активизация словаря «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности;-закрепление представлений детей о том, что «волшебные слова» помогают человеку; -обучение правильному употреблению вежливых слов в зависимости от ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ духовно-нравственной культуры посредством речевого этикета" »
ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок»
«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»
Сервантес.
Руководитель: Гудкова Татьяна Николаевна
ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, ФГОС ДО дает педагогам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Усвоение норм вежливости — одна из составляющих духовно-нравственного развития детей. Работа, направленная на формирование речевого этикета у дошкольников, способствует предотвращению деформации моральных норм и нравственных установок, характерных для современного общества. Проблема формирования у детей представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной.
выявил противоречия между
-современными требованиями к содержанию дошкольного образования и недостаточно систематизированным информационно-методическим обеспечением;
- традиционными подходами к организации воспитания культуры общения и необходимостью учета особенностей индивидуального развития каждого ребенка.
Таким образом, специально организованная работа, направленная на развитие у детей навыков вежливого общения, будет способствовать успешному формированию основ духовно-нравственной культуры, гармонизации межличностных отношений.
совершенствование
речевого
этикета детей,
культуры общения
На важность усвоения основ культуры речи указывали в своих работах М. М. Бахтин, Г. О. Винокур, В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, Л. И. Скворцов.
В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается, как специфический вид деятельности (А. А. Брудный, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Тарасов и др.) .
Она рассматривается и в целом ряде лингвистических работ, посвященных речевому этикету (А. А. Акишина, В. Г. Костомаров, Е. М. Верещагин,
В. Е. Гольдин, Л. П. Крысин, Т. А. Ладыженская, Н. И. Формановская) .
Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.
В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям».
Обозначение проблемы, определение цели, задач
Сбор информации, работа с методической литературой; знакомство с интернет - ресурсами
Составление плана работы, подготовка диагностического инструментария
4.Подбор художественной литературы
5.Изготовление атрибутов к дидактическим,
подвижным, ролевым играм, наглядно – иллюстративного материала, оформление уголка с размещением материала по теме проекта
6.Проведение диагностирования
Диагностический инструментарий
Беседа
Моделирование
игровых ситуаций
Наблюдение за поведением детей в самостоятельной деятельности
Образовательные
технологии
Игровые
Информационно-
коммуникативные
Здоровье-сберегающие
Личностно-
ориентированые
проблемные
игровые
Методы
продуктивные
словесные
наглядные
Содержание работы:
Чтение художественной литературы:
-Э.Мошковская «Вежливое слово», В.Осеева «Волшебное слово», В.А.Сухомлинский «Для чего говорят спасибо» ,
-загадки, пословицы, поговорки,
-стихотворения по теме: С.Маршака, В. Голяховского,
«Оцени поступок», «Вежливо - не вежливо», «С кем можно так общаться?», «Догадайся», «Добрые и вежливые слова», «Скажи доброе слово, комплимент товарищу», «Словарь вежливых слов», «Не ошибись, пожалуйста!», «Эхо» и т.п.
Сюжетно-ролевые игры: «В магазине», «В автобусе», «В детском саду», «День рождения куклы Тани», «А у нас гости».
Игровые и проблемные ситуации по теме (развитие умения благодарить: «Спасибо», «Пожалуйста», «Не стоит благодарности», «Мне было не трудно», «Я с радостью сделал это для тебя», и др.)
Инсценирование:
«Вежливая лошадка»
Кукольное представление:
«Невоспитанный волчонок»
На начало проекта
По окончании
проекта
На начало проекта
По окончании
проекта
Эффективность специально организованной работы, направленной на формирование культуры общения у дошкольников как основы духовно-нравственного развития личности подтверждена.
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
2.Богоусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.
3.Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 1989.
Формирование нравственного здоровья дошкольников.
4. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И. Н. Курочкина. – М. : «Владос», 2001. – 224с.
5. Коваль И.Г. Учимся мыслить. Развивающие игры для детей 4-9 лет /Худож.А.Савченко.-Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»2010, 256 с. ил.
6.Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа/Ю.А.Афонькина.-Волгоград: Учитель, 2011.-63с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России -http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie
Про вежливость в стихах-http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799-vezhlivye_slova_v_stihah.html
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания В.М. Меньшиков
-http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44377.php
Модель организации воспитания духовно-нравственной культуры личности -http://vashpsixolog.ru/educating-students/176-duxovno-nravstvennoe-vospitanie
Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста». Семинар-практикум для педагогов -http://planetadetstva.net/
Консультация для воспитателей «Речевой этикет воспитателя ДОУ» Е.А.Кычакова -http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie