«Программа психолого-педагогической поддержки познавательной активности ребенка дошкольного возраста»
«Программа психолого-педагогической поддержки познавательной активности ребенка дошкольного возраста»
2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Программа психолого-педагогической поддержки познавательной активности ребенка дошкольного возраста»»
Департамент образования и молодежной политики Новгородской области
ГБУ ДПО «Новгородский центр подготовки кадров «Логос»
Выпускная работа
слушателя КПК по программе
«Обеспечение познавательного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО», группа 6
по теме:
«Программа психолого-педагогической поддержки познавательной активности ребенка дошкольного возраста»»
Руководитель
Роменская Л.А.
Выполнила:
воспитатель
высшей категории МАДОУ
«Деткий сад «Семицветик» с. Лычково
Николаева Л. С.
Великий Новгород
2017 год
Согласно ФГОС, основная программа дошкольного образования, направлена на создание условий полноценного проживания дошкольного детства, развития мотивированного перехода на следующий уровень образования. И поэтому, в своей деятельности я ориентируюсь на самоценность дошкольного периода.
2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Одним из приоритетных направлений моей деятельности и самообразования в ДОУ, а в этом году особенно, является экологическое воспитание детей. Уже несколько лет я большое внимание уделяю экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний. В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей. Так как, экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное – чувствуют боль, как человек.
Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, воспитанию у детей эстетических качеств, а именно, формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
– обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
–формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
–прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
–развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности приумножать красоту и богатства родной природы.
– развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
–воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
– осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
– создание в детском саду благоприятных условий работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.
– пропагандирование экологических знаний, приобщение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
– формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в их практической деятельности
– воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
В работе по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание использую разные формы обучения и воспитания:
- выставки совместных поделок из природного материала.
Развитие познавательного интереса, а соответственно, познавательной активности - это развитие стремления ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определенной деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребенка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах, подкрепляют познавательную активность.
В этом году воспитанник подготовительной группы Денис (7 лет) начал проявлять активный познавательный интерес на тему «Птицы». В детском саду прошел конкурс «Любимая птица», где дети совместно с родителями рисовали птиц, составляли рассказы про птиц.
Денис, рассказывая про свою птицу, которую он выбрал, стал задавать вопросы, на которые он хотел бы узнать ответы: - как помочь птицам зимой?
- какие птицы прилетают к нам из теплых стран?
- из чего птицы строят гнезда?
- что меняется в жизни птиц с приходом весны?
- почему у птиц такие разные дома?
Выслушав вопросы, я поставила перед собой следующие задачи по развитию познавательной активности мальчика по интересующей его теме: необходимо закрепить знания о птицах, научить выделять взаимосвязь в природе, воспитывать любовь к птицам, формировать заботливое отношение к пернатым, вызывать радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц.
Для достижения поставленных задач использовала в своей работе с ребенком следующие педагогические средства:
- развивающие игры;
- проблемные ситуации, в ходе которых у Дениса возникали вопросы, на которые он искал ответы, у него появлялась потребность в получении новых знаний;
- беседы, наблюдения;
- чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», М.М. Пришвин и др.
Большое значение я уделяю развитию предметно-пространственной развивающей среды в группе и на участке детского сада. В процессе работы замечено, что в ходе наблюдений устанавливаются связи между различными природными явлениями. Наблюдая весной за птицами, мальчик связал прилет птиц с признаками наступившей весны. В наблюдениях, беседах у Дениса развивалась способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе, птицах и их защите ребенок обогащал свои знания, пополнял свой словарный запас.
В группе, в книжном уголке я сделала подборку материала про птиц, совместно с родителями дополнили познавательную книгу «Хочу все знать про птиц», изготовили с детьми книгу «Путаница».
Рассматривая весной появившиеся первые цветы, мальчик рассуждает: «Значит уже есть чем питаться мухам, осам, жучкам, а они - любимая пища птиц. Поэтому могут возвращаться весной к нам наши любимые перелетные птицы, которые зимовали в теплых странах. Птицы строят гнезда, откладывают яйца и скоро будут высиживать птенцов. Многие птицы строят новые гнезда, а некоторые возвращаются в старые и ремонтируют их».
Чтобы у птиц было жилье, Денис принес скворечник, который смастерил вместе с папой.
Мы рассмотрели домик птиц, обсудили какие именно птицы будут жить в нем, и папа повесил скворечник на нашей детской площадке. Теперь наблюдать за жизнью скворцов стало еще интересней и познавательней.
На прогулке с детьми искали на участке детского сада как можно больше материалов, из которых птицы могут построить гнездо, это: ветки, стебельки трав, мох. Собранный материал принесли в группу. Денис с ребятами решили построить птичье гнездо руками. И это оказалось не простым занятием. А ведь у птиц нет рук, они все делают с помощью клюва и лапок. Когда гнездо было сделано, выяснили для какой птицы оно построено (грачи).
Дома Денис смастерил еще одно гнездо из бросового материала вместе с бабушкой.
Стараясь поддержать интерес, способствовать развитию дальнейшей познавательной активности ребенка, постоянно «погружаемся» с детьми в тему «Птицы», узнаем новые и неизвестные ранее для детей факты из жизни птиц.
Однако добиться эффективных результатов в развитии стойкого познавательного интереса можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям.
Чтобы познавательный интерес мальчика к теме подкреплялся не только в детском саду, но и дома, родителям было предложено изготовить лэпбук о птицах и презентовать его всем детям группы.
Совместно с Денисом в группе собрали коллекцию перьев птиц. Мальчик научился отличать птиц друг от друга не только на картинках, но и в природе, может объяснить некоторые особенности их внешнего вида.
Для закрепления знаний играли, используя пособие «Кольца Луллия», где мальчик подбирает при прокручивании пару ко второму кольцу - «крылья, ноги, клювы». Денис самостоятельно научился заменять кольца, комбинируя задания.
Мальчик передает в рисунках образы окружающей действительности на основе собственных наблюдений. Принимал участие в районном конкурсе знатоков природы «Это земля твоя и моя» и занял призовое место.
В закреплении темы в группе было проведено развлечение «Новоселье птиц», где Денис показал глубокие знания о птицах.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие любознательности, познавательных интересов и познавательной активности не происходит стихийно и не осуществляется, само собой. Познавательную активность необходимо поддерживать, воспитывать. Значит, воспитание любознательности и познавательных интересов - это специальная организованная психолого-педагогическая поддержка, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребенка познавать окружающий мир.
Литература
Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г.Саморуковой. - М.: Просвещение,1992.
Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995. - 160 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2002.
Николаева С.Н. Экологическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008.
Танасийчук В.Н. Экология в картинках. - М.: Детская литература, 1989.
Коблик Е.А., Редькин Е.А. «Список птиц Российской Федерации», 2006