Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.»
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников ДОО
Кочина О.Н.
заведующий МБДОУ д/с № 28
План
Проблема рационального двигательного режима в дошкольных учреждениях
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников
Утренняя гимнастика
Физкультминутка
Прогулка
Организация образовательной деятельности по физической культуре с использованием упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников
Организация контроля физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО
Рекомендации по профилактике ОДА
Средние показатели количества движений детей за дневное время пребывания в дошкольном учреждении
Возраст
Количество движений
3 года
9000 -9500
4 года
10 000 - 10 500
5 лет
11 000 - 12 000
6 лет
13 000 – 13 500
7 лет
14 000 – 15 000
Причины гиподинамии: - недостаточность развивающей среды, - неправильная позиция взрослых по отношению к активности детей, - недостаточный двигательный опыт детей, - отсутствие мотивации, - состояние здоровья, - нерациональная организация режима дня.
ФГОС (раздел «Физическое развитие)
ДА детей в режиме дня должна составлять 3,5-4 часа в день
ДА в организованных формах деятельности должна составлять 45-50% всего объема суточной ДА
Занятия по дополнительному образованию проводятся не чаще двух раз в неделю ( не за счет прогулки и сна)
К организованным формам двигательной активности относятся: физкультурные занятия; - физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и - физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия); - активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы); - домашние задания по физкультуре; - индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии); - секционно-кружковые занятия; - профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).
Формы проведения утренней гимнастики:
Традиционная форма (используются различные виды ОРУ, ходьба, бег и т.д.)
Сюжетная (обыгрывание какого-нибудь сюжета)
Игровая (несколько подвижных игр (3-4), обеспечивающих нагрузку на разные группы мышц и разной интенсивности)
Музыкально - ритмическая (выполнение ходьбы, бега, ОРУ с музыкальным сопровождением)
Оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени
Формы проведения физкультминуток
В форме ОРУ
В форме подвижной игры
В форме танцевальных движений
В форме выполнения движений под текст стихотворений
В форме любого двигательного действия и задания
Прогулка
На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. На площадке должны быть созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков.
В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, отбивание и ведение мяча, удары о стенку, закатывание мяча в обруч с помощью дощечки, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений, метание в цель и на дальность.
С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий.
Подвижные игры и физические упражнения на воздухе, как форма работы, имеют различные варианты:
Проводится по типу физкультурных занятий, со всей группой одновременно (дошкольный возраст) или по подгруппам (ранний возраст). Проводится в непринужденной форме, учитываются интересы детей. Важно обеспечить большое разнообразие видов и форм проведения.
Комплекс из однотипных физических упражнений (тематического характера), например, только из основных движений или элементов одной – нескольких спортивных игр или спортивных упражнений.
Подвижные игры – одна или две – четыре разной подвижности и на разные движения.
Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определенной направленностью для дифференцированной работы с детьми. Например, подбираются различные упражнения в метании: подкидывание мяча вверх, бросание мяча вдаль.
Сюжетные игры с движениями «Альпинисты», «Туристы».
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Самостоятельная двигательная деятельность детей при опосредованном руководстве со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми.
Выделяют несколько типов занятий для повышения двигательной активности детей:
Занятие по принципу круговой тренировки - способствует повышению двигательной активности детей за счет непрерывности выполнения основных движений, эффекта переключения, применения сюжетных комплексов и т.д.
Занятие в форме ритмической гимнастики - позволяет повысить эмоциональный настрой детей, воспитывать интерес и потребность к занятиям физической культуры, формировать двигательную культуру.
Занятие на открытом воздухе - проводится при высокой ДА детей, которая достигается включением до 5 пробежек, разнообразием способов организации детей, подбору игр и эстафет и др.
Пути (способы) повышения двигательной активности детей:
1) выбор рациональных типов физкультурных занятий для детей;
2) раскрытие содержания методов и приемов повышения двигательной активности детей на занятиях;
3) разработка и экспериментальная проверка системы физкультурных занятий для детей.
Выделяют следующие эффективные методы и приемы повышения двигательной активности детей на занятиях:
использование упражнений динамического характера;
применение разных способов организации детей;
рациональное использование оборудования и пособий;
активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей;
создание условий для положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений ребенка;
лаконичное объяснение и четкий показ упражнений;
создание ситуации для проявления решительности, смелости, находчивости;
использование музыкального сопровождения;
вариативность подвижных игр, приемов их усложнения и др.
Организация контроля физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО
Предварительный контроль
(количественные и качественные показатели)
Стопа - нормальная, уплощенная, полая.
Осанка – нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз.
Текущий контроль. Формы проведения.
Итоговый контроль
Рекомендации по формированию навыка правильной осанки
Так, для детей, имеющих отклонения в осанке, предусматривается:
оптимальный двигательный режим в течение дня;
жесткое ложе для сна;
возможность многократного (в течение дня) кратковременного отдыха для позвоночника (лежа на спине, животе);
использование периодически повторяющихся специальных физических упражнений для позвоночника («кошечка»);
кратковременные висы (1 — 10 с) на перекладине (несколько раз в день);
специальная лечебная гимнастика (2—3 раза в неделю), массаж;
прогулки, закаливание.
Рекомендации по предупреждению плоскостопия
Укреплять мышц стопы;
Физические нагрузки должны соответствовать возрасту детей ;