kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектирование коррекционно-развивающей программы в рамках реализации ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование корреционно-развивающей программы в рамках реализации ГОС ДО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование коррекционно-развивающей программы в рамках реализации ФГОС ДО»

Проектирование

коррекционно-развивающей программы

в рамках реализации ФГОС ДО

учителя-логопеды

Л.Н. Шинкаренко

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», дети с отклонениями в развитии могут получать образование как в условиях специализированного (коррекционного) детского сада так и в общеобразовательном детском саду. Актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от состояния его здоровья и способностей к обучению, образование станет качественным и доступным. Учесть разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка можно при реализации инклюзивного образования, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Основоположником инклюзивного образования в России является великий отечественный ученый Л.С. Выготский, который писал о том, что «при всех достоинствах, наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника — слепого, глухого, умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».

Сегодня, в условиях все большего распространения и признания инклюзивного образования, ведущая роль в оказании помощи ребенку по освоению образовательной программы принадлежит специалистам — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам. Они обеспечивают коррекцию отклонений в развитии ребенка и оказывают поддержку воспитателям в адаптации программ, создании условий для полноценного участия всех детей в жизни детского сада, а также включению родителей в образовательный процесс.

В каждом учреждении организована работа ПМПк, где рассматриваются результаты диагностики данного ребёнка и разрабатывается индивидуальная программа развития (ИПР) воспитанника (Приложение 1), в котором прописывается деятельность воспитателей и специалистов ДОУ в зависимости от нарушений.

Педагог должен уметь:

• определить цель и задачи собственной педагогической деятельности,

• оценить имеющиеся у него средства для их достижения,

• отобрать нужное содержание деятельности,

• осознанно и ответственно реализовать отобранное содержание в различных ситуациях деятельности и во взаимоотношениях с другими субъектами образовательного пространства,

• оценить полученные результаты деятельности,

• то есть он должен обладать проектировочными умениями.


Объектами педагогической проектной деятельности в дошкольном образовании являются образовательная среда и сам образовательный процесс. В их рамках можно выделить:

• содержание дошкольного образования,

• предметно-развивающую среду,

• информационно-коммуникативную среду,

• систему педагогических отношений,

• систему детско-взрослых отношений (детско-родительских, детско-воспитательских и др.),

• все виды педагогической деятельности,

• различные образовательные ситуации,

• качество образовательных процессов,

  • психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.


Предметами педагогической проектной деятельности будут являться:

• концепции,

• образовательные программы,

• учебные планы,

• методические рекомендации,

• разработки,

• конспекты занятий,

• программы занятий детско-родительских групп,

• психокоррекционные программы и т.д.



При проектировании на дошкольном уровне образования наиболее важно придерживаться следующих шести принципов:

  • Научность

  • Системность

  • Коррекционная направленность

  • Индивидуализация

  • Ответственность семьи

  • Взаимодействие специалистов



Принцип индивидуализации подразумевает осуществление личностно-ориентированного индивидуального и дифференцированного подхода. Работа планируется на имеющемся у ребёнка багаже знаний. Например, при планировании коррекционной деятельности учитель-логопед отдельно прописывает словарную работу.

Фрагмент тематического планирования организованной детской деятельности (старший возраст)

(курсивом выделен программный материал для Саши Р.)

Формирование целостной картины мира Развитие лексико-грамматический строя и связной речи

Словарь

Задачи

Осень. Дары осени

Словарь: овощи, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель; огород, поле, грядки; фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, манда­рин; спелый, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, розовый, зеленый; зреть, соби­рать, убирать, заготавливать.

Закреплять у детей умение образовывать множественное число существительных; согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа, со­гласовывать существительные с прилагатель­ными, подбирать признаки к предметам, об­разовывать относительные прилагательные. Учить составлению описательных рассказов по картинному плану-схеме.

Словарь: помидор, огурец, морковь; огород, собирать; яблоко, груша, сад; красный, зеленый, желтый.

Учить назвать предметы, их цвет, раз­личать знакомые овощи и фрукты по вкусу. Формировать обобщенные пред­ставления об овощах и фруктах. Закре­плять представления о том, что можно приготовить из овощей, из фруктов.





Тема «Осень. Дары осени». Игровая ситуация «Узнай на вкус». Педагог раскладывает на тарелке кусочки настоящих фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин. Дети закрывают глаза и на вкус определяют, какой фрукт им дал попробовать воспитатель. Зна­комые на сегодняшний день для Саши Р. фрукты — это яблоко и груша, поэтому педагог будет давать ему пробовать именно их.

Тема «Осень. Звери и птицы осенью». Игровая ситуация «Найди свою маму». Педагог раздает детям картинки с изображением зверей и их детенышей. По команде педагога дети должны образовать пары: мама—детеныш и правильно назвать: у зайчихи — зайчонок, у медве­дицы — медвежонок и т.д. На данный момент для Саши Р. актуально узнавать и называть названия зверей (медведь, лиса, ёж, заяц, белка). Надо учесть, что Саша Р. правильно сможет назвать маму лисенка (лиса)и маму бельчонка (белка), а с медвежонком (медведица), зайчонком и ежонком возникнут трудности. Поэтому для участия в игре ребенку педагог будет давать только картинки лисы и белки.



Выводы

ФГОС дошкольного образования большое внимание уделяет обеспечению доступности и качеству образования для любого ребенка, независимо от состояния его здоровья. Поэтому при проектировании образовательной программы выделяют специальный раздел — «Коррекционная работа», отражающий содержание и условия реализации программы для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация ФГОС дошкольного образования определяет и новые требования к уровню профессиональной компетентности педагогов в области проектирования программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Для развития проектировочных умений педагогу необходимо понимать этапность проектной деятельности, ее уровни, виды и принципы.

Для детей с отклонениями в развитии коррекционно-развивающая программа проектируется командой специалистов, что повышает ее эффективность.

В помощь вам, уважаемые коллеги, при написании индивидуальных программ развития воспитанников, адаптационных и адаптивных программ мы предлагаем вам систематизированный список методической литературы по разным видам нарушений (Приложение 2).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектирование коррекционно-развивающей программы в рамках реализации ФГОС ДО

Автор: Шинкаренко Лора Николаевна

Дата: 06.10.2018

Номер свидетельства: 479809


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства