Просмотр содержимого документа
«Проектирование коррекционно-развивающей программы в рамках реализации ФГОС ДО»
Проектирование
коррекционно-развивающей программы
в рамках реализации ФГОС ДО
учителя-логопеды
Л.Н. Шинкаренко
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», дети с отклонениями в развитии могут получать образование как в условиях специализированного (коррекционного) детского сада так и в общеобразовательном детском саду. Актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от состояния его здоровья и способностей к обучению, образование станет качественным и доступным. Учесть разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка можно при реализации инклюзивного образования, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Основоположником инклюзивного образования в России является великий отечественный ученый Л.С. Выготский, который писал о том, что «при всех достоинствах, наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника — слепого, глухого, умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Сегодня, в условиях все большего распространения и признания инклюзивного образования, ведущая роль в оказании помощи ребенку по освоению образовательной программы принадлежит специалистам — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам. Они обеспечивают коррекцию отклонений в развитии ребенка и оказывают поддержку воспитателям в адаптации программ, создании условий для полноценного участия всех детей в жизни детского сада, а также включению родителей в образовательный процесс.
В каждом учреждении организована работа ПМПк, где рассматриваются результаты диагностики данного ребёнка и разрабатывается индивидуальная программа развития (ИПР) воспитанника (Приложение 1), в котором прописывается деятельность воспитателей и специалистов ДОУ в зависимости от нарушений.
Педагог должен уметь:
• определить цель и задачи собственной педагогической деятельности,
• оценить имеющиеся у него средства для их достижения,
• отобрать нужное содержание деятельности,
• осознанно и ответственно реализовать отобранное содержание в различных ситуациях деятельности и во взаимоотношениях с другими субъектами образовательного пространства,
• оценить полученные результаты деятельности,
• то есть он должен обладать проектировочными умениями.
Объектами педагогической проектной деятельности в дошкольном образовании являются образовательная среда и сам образовательный процесс. В их рамках можно выделить:
• содержание дошкольного образования,
• предметно-развивающую среду,
• информационно-коммуникативную среду,
• систему педагогических отношений,
• систему детско-взрослых отношений (детско-родительских, детско-воспитательских и др.),
Предметами педагогической проектной деятельности будут являться:
• концепции,
• образовательные программы,
• учебные планы,
• методические рекомендации,
• разработки,
• конспекты занятий,
• программы занятий детско-родительских групп,
• психокоррекционные программы и т.д.
При проектировании на дошкольном уровне образования наиболее важно придерживаться следующих шести принципов:
Научность
Системность
Коррекционная направленность
Индивидуализация
Ответственность семьи
Взаимодействие специалистов
Принцип индивидуализации подразумевает осуществление личностно-ориентированного индивидуального и дифференцированного подхода. Работа планируется на имеющемся у ребёнка багаже знаний. Например, при планировании коррекционной деятельности учитель-логопед отдельно прописывает словарную работу.
Фрагмент тематического планирования организованной детской деятельности (старший возраст)
(курсивом выделен программный материал для Саши Р.)
Формирование целостной картины мира Развитие лексико-грамматический строя и связной речи
Закреплять у детей умение образовывать множественное число существительных; согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать признаки к предметам, образовывать относительные прилагательные. Учить составлению описательных рассказов по картинному плану-схеме.
Учить назвать предметы, их цвет, различать знакомые овощи и фрукты по вкусу. Формировать обобщенные представления об овощах и фруктах. Закреплять представления о том, что можно приготовить из овощей, из фруктов.
Тема «Осень. Дары осени». Игровая ситуация «Узнай на вкус». Педагог раскладывает на тарелке кусочки настоящих фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин. Дети закрывают глаза и на вкус определяют, какой фрукт им дал попробовать воспитатель. Знакомые на сегодняшний день для Саши Р. фрукты — это яблоко и груша, поэтому педагог будет давать ему пробовать именно их.
Тема «Осень. Звери и птицы осенью». Игровая ситуация «Найди свою маму». Педагог раздает детям картинки с изображением зверей и их детенышей. По команде педагога дети должны образовать пары: мама—детеныш и правильно назвать: у зайчихи — зайчонок, у медведицы — медвежонок и т.д. На данный момент для Саши Р. актуально узнавать и называть названия зверей (медведь, лиса, ёж, заяц, белка). Надо учесть, что Саша Р. правильно сможет назвать маму лисенка (лиса)и маму бельчонка (белка), а с медвежонком (медведица), зайчонком и ежонком возникнут трудности. Поэтому для участия в игре ребенку педагог будет давать только картинки лисы и белки.
Выводы
ФГОС дошкольного образования большое внимание уделяет обеспечению доступности и качеству образования для любого ребенка, независимо от состояния его здоровья. Поэтому при проектировании образовательной программы выделяют специальный раздел — «Коррекционная работа», отражающий содержание и условия реализации программы для детей с особыми образовательными потребностями. Реализация ФГОС дошкольного образования определяет и новые требования к уровню профессиональной компетентности педагогов в области проектирования программ обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Для развития проектировочных умений педагогу необходимо понимать этапность проектной деятельности, ее уровни, виды и принципы.
Для детей с отклонениями в развитии коррекционно-развивающая программа проектируется командой специалистов, что повышает ее эффективность.
В помощь вам, уважаемые коллеги, при написании индивидуальных программ развития воспитанников, адаптационных и адаптивных программ мы предлагаем вам систематизированный список методической литературы по разным видам нарушений (Приложение 2).