Проект.«Педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.»
Проект.«Педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.»
Современные научные исследования выявили критическое значение в развитии ребёнка периода первых 2-3 лет жизни роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребёнка и развитии его мозга. Между тем, в первые годы жизни внимание родителей ребёнка, имеющего нарушения жизнедеятельности, обращено на решение задач, в основном, медицинского характера, в результате мы имеем ряд проблем: - психологическую неподготовленность семьи к воспитанию ребёнка с ограниченными возможностями; - нарушение развития ряда функций головного мозга вследствие вынужденного ограничения общения и однообразия окружающей среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект.«Педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.»»
Проект
«Педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.»
МБДОУ «Детский сад №9 «Созвездие»
Г.Майкоп, Республика Адыгея
Важно,чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности. (Л.И.Швецова)Упавший духом, гибнет раньше срока. (Омар Хайям).Ваша вера определяет ваши действия, а ваши действия определяют ваши результаты, но сперва вы должны поверить…(Марк Виктор Нансен)
Руководители проекта:
Потокова Тамара Нурбиевна
Заведующая и педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №9 «Созвездие»
Название проекта.
«Педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.»
Срок реализации проекта.
Данный инновационный проект долгосрочный – рассчитан на 3 года.
Актуальность проекта
Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап его развития.
Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, стали следующие факторы:
- низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
- снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;
- дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
- накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
- высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.
Современные научные исследования выявили критическое значение в развитии ребёнка периода первых 2-3 лет жизни роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребёнка и развитии его мозга. Между тем, в первые годы жизни внимание родителей ребёнка, имеющего нарушения жизнедеятельности, обращено на решение задач, в основном, медицинского характера, в результате мы имеем ряд проблем:
- психологическую неподготовленность семьи к воспитанию ребёнка с ограниченными возможностями;
- нарушение развития ряда функций головного мозга вследствие вынужденного ограничения общения и однообразия окружающей среды.
Цель проекта:
Раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.
Задачи проекта:
Опыт работы с детьми раннего возраста показывает, чем раньше выявлены нарушения в развитии ребенка, тем эффективнее помощь специалистов в преодолении этих нарушений. Первые годы жизни ребенка является самыми благоприятными для формирования личности ребенка и развития его мозга, поэтому своевременно выявленные нарушения в развитии ребенка в этом возрасте и вовремя оказанная помощь, способствует значительному или полному их преодолению. Ранняя помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья создаёт реальные предпосылки решения важной социальной проблемы - профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. А раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надёжного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребёнка.
Таким образом, достижение цели данного инновационного проекта связано с решением следующих задач:
- максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
- сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
- построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;
- обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.
Срок реализации проекта.
Данный инновационный проект долгосрочный – рассчитан на 3 года.
Адресная направленность-
дети-инвалиды, не посещающие
Дошкольное образовательные учреждения
Исполнитель проекта:
Воспитанник МБДОУ «Детский сад №9 «»Созвездие»,
находящийся в обычной группе.
Основная идея проекта
Дети-инвалиды изолированы от общества, от своих сверстников. Они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Они не знают, какую пользу они могут приносить . Но они , имея инвалидность , могут все или почти все: рисовать, петь, мастерить, лепить, решать задачи… Эти способности надо развивать, но не только дома, а вместе со своими сверстниками. Только тогда они поймут, что они действительно нужны обществу, что они «Такие же, как все!»
Ожидаемые результаты
В рамках проекта будет разработан инновационный механизм помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, а также детям групп риска от 0 до 7-8 лет на базе дошкольной образовательной организации:
1) система взаимодействия между родителями детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (риском развития) и дошкольной образовательной организацией;
2) создание нормативной базы;
3) разработка новых технологий коррекции и развития детей в микро-группе;
В результате реализации проекта ожидаются следующие эффекты:
- разработка образовательной программы;
- создание Консультативного пункта по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (риском развития);
- создание системы совместного подхода к решению проблем коррекции и воспитания детей раннего возраста, укрепления их здоровья (физического и психического);
- повышение психолого-педагогической компетентности в коррекции и воспитании детей с ОВЗ;
- укрепление позиции взаимоотношений «родитель-ребёнок-педагог»;
- социальная адаптация детей целевой группы.
Этапы реализации проекта
Первый этап проекта - диагностический (2017-2018 годы): мониторинг социального запроса на услуги помощи родителям, оформление нормативно-правовой базы, разработка локальных актов, регламентирующих деятельность проекта.
Второй этап проекта - организационный (сентябрь 2017г. – май 2019г.): формирование творческой группы по разработке проекта, обсуждение направления инновационного проекта,
Третий этап инновационного проекта – практический (сентябрь 2017 г. – май 2019 г.): презентация проекта, разработка образовательных программ, пополнение материально-технической базы, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации; оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, формирование профильной страницы на официальном сайте учреждения.
Прогнозируемые результаты по каждому этапу.
В процессе реализации диагностического этапа предполагается:
Оформление выставки и перечня нормативно-правовых документов по теме «Реализация моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей».
Оформление выставки и перечня методической литературы по теме «Психолого-педагогическое сопровождение, комплексной реабилитации детей-инвалидов дошкольного возраста».
Оформление перечня специального оборудования для организации коррекционных занятий и игровых сеансов с детьми целевой группы.
Оформление выставки и перечня методической литературы по теме «Организация группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации».
Оформление информационного раздела с нормативно-правовой документацией и методической литературой по работе с детьми с ОВЗ.
В процессе реализации организационного этапа предполагается:
Оформление дорожной карты по внедрению системы ранней помощи детям с ОВЗ от 0 до 7 лет в МБДОУ КВ «Детский сад №9 «Созвездие».
Перечень объектов интеллектуальной собственности по проекту.
Адаптированная образовательная программа помощи родителям;
Адаптированная образовательная программа группы кратковременного пребывания;
Инновационная программа для детей «Мастерская логопеда» (пластелинотерапия, моделирование);
Проект на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ»;
Проект ««Развитие изобразительных способностей детей с РАС и РДА средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства»
Проект «Сопровождение детей особой заботы»
Проект «Сенсорная комната в работе с детьми с ОВЗ от 2 до 7 лет»