kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект: "Чудо мнемотехника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть интересен дляпедагогов и родителей ДОУ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Чудо мнемотехника"»

Презентация проекта  «Чудо мнемотехники»  Использование метода мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста  старшая возрастная группа детей комбинированной направленности Воспитатели: Долгих Т. Н. Струкова Л. А.

Презентация проекта «Чудо мнемотехники» Использование метода мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста старшая возрастная группа детей комбинированной направленности

Воспитатели: Долгих Т. Н.

Струкова Л. А.

Речевые трудности дошкольников В ходе повседневной работы мы нередко наблюдаем следующее:

Речевые трудности дошкольников

В ходе повседневной работы мы нередко наблюдаем следующее:

  • Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи
  • Плохая дикция.
Актуальность темы  Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.  Приемы мнемотехники основываются на естественных механизмах памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.  Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Актуальность темы

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.

Приемы мнемотехники основываются на естественных механизмах памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать:

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • связную речь
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному: Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами ,  Ткаченко Т.А.- предметно-схематическими моделями , Глухов  В.П.-  блоками –квадратами , Большева Т.В.- коллажем, Ефименкова Л.Н.-  схемой составления рассказа.
  • Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:
  • Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами ,
  • Ткаченко Т.А.- предметно-схематическими моделями ,
  • Глухов В.П.- блоками –квадратами ,
  • Большева Т.В.- коллажем,
  • Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
Вид проекта

Вид проекта

  • По доминирующей в проекте деятельности : исследовательский, творческий.
  • По числу участников : групповой.
  • По времени проведения : продолжительный.
Цель проекта  Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

Цель проекта

Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

Задачи :

Задачи :

  • Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
  • Развивать мышление, внимание, воображение, память;
  • Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию.
  • Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.   Автор проекта : воспитатель старшей группы    По доминирующей деятельности : речевой    По количеству участников : групповой  Характер контактов : среди детей одной группы  Проблема: Работая с детьми старшей группы,  возникла проблема с тем, что у них недостаточно  развита речь, они с трудом рассказывают о событиях  своей жизни, не могут пересказать литературные  произведения, плохо запоминают стихотворения.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 г. –

май 2021 г.

Автор проекта : воспитатель старшей группы  

По доминирующей деятельности : речевой  

По количеству участников : групповой

Характер контактов : среди детей одной группы

Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихотворения.

В ходе проектной деятельности была сформулирована  гипотеза :  Активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза :

Активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

Мнемотехника строится от простого к сложному мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Мнемотехника строится

от простого к сложному

мнемоквадрат

мнемодорожка

мнемотаблица

Мнемоквадрат

Мнемоквадрат

  • Мнемоквадрат- это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.
Мнемодорожка

Мнемодорожка

  • Суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица

Мнемотаблица

  • Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются:
  • Предметные картинки;
  • Силуэтные изображения;
  • Геометрические фигуры.
Мнемотаблицы –дидактический материал по развитию связной речи детей. Используются для:  -обогащения словарного запаса,  -при обучении составлению рассказов ( по картине и серии картин, описательных и творческих рассказов)  -при пересказах художественной литературы,  -при отгадывании и загадывании загадок,  -при заучивании стихов.

Мнемотаблицы –дидактический материал по развитию связной речи детей.

Используются для:

-обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению рассказов ( по картине и серии картин, описательных и творческих рассказов)

-при пересказах художественной литературы,

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения - - приём фрагментарного  рассказывания

Элементы схем, моделей

- предметные картинки

- силуэтные изображения

- геометрические фигуры

- планы и условные обозначения

- - приём фрагментарного

рассказывания

Для детей младшего и  среднего дошколь-ного возраста необ-ходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная .

Для детей

младшего и

среднего дошколь-ного возраста необ-ходимо давать цветные

мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы:

лиса- рыжая, мышка-

серая, ёлочка- зелёная .

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы используются :  Для составления описательных рассказов

Мнемотаблицы используются :

Для составления описательных рассказов

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов

При обозначении последовательности каких-либо действий

При обозначении последовательности каких-либо действий

Составление рассказа о временах года .

Составление рассказа о временах года .

При разучивании стихотворений пересказе сказок 11

При разучивании

стихотворений

пересказе сказок

11

При ознакомлении с художественной литературой

При ознакомлении с художественной литературой

Он мокрый . Он холодный как мороженое. Часто идёт осенью. От него на земле появляются лужи. Он поливает траву, кусты, цветы и деревья. Люди от него прячутся под зонтом.
  • Он мокрый . Он холодный как мороженое. Часто идёт осенью. От него на земле появляются лужи. Он поливает траву, кусты, цветы и деревья. Люди от него прячутся под зонтом.

Составление памятки Что нельзя делать в лесу?       Чего не бывает летом?

Составление памятки

Что нельзя делать в лесу?

Чего не бывает летом?

Мнемотаблицы при составлении творческих рассказов.

Мнемотаблицы при составлении творческих рассказов.

Этапы работы с мнемотаблицей на занятиях

Этапы работы с мнемотаблицей на занятиях

  • Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Пересказ по заданной теме.
Этапы работы с мнемотаблицами .

Этапы работы с мнемотаблицами .

  • Замещение ключевых слов в предложениях значками-символами; зарисовка предметов и явлений природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда);
  • Самостоятельное, заполнение мнемотаблиц с помощью знаков- символов. Использовать схему-модель как план рассказа.
  • пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели. творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
  • пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели.
  • творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
  • Закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Работа с родителями Ознакомление с понятием «мнемотаблица», эффективности применения в развитии речи детей, разъяснение методики работы. Самостоятельное, заполнение мнемотаблиц с помощью знаков- символов. Использование схем-моделей как плана рассказа. пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели, творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели, творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели в домашних условиях

Работа с родителями

  • Ознакомление с понятием «мнемотаблица», эффективности применения в развитии речи детей, разъяснение методики работы.
  • Самостоятельное, заполнение мнемотаблиц с помощью знаков- символов. Использование схем-моделей как плана рассказа.
  • пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели, творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели
  • пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели,
  • творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели

в домашних условиях

  • в домашних условиях
Итоги реализации проекта  Ожидаемые результаты оправдались. У детей сформировалось умение работать с опорой на мнемо-таблицу при составлении описательных рассказов, пере-сказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.; дети связно, последовательно, грамматически пра-вильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотех-ники, обогатился словарный запас.  Повысился интерес детей к художественной лите-ратуре, что, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для современных дошкольников.  Повысилась компетентность в вопросах организа-ции и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы у родителей и педагогов.

Итоги реализации проекта

Ожидаемые результаты оправдались. У детей сформировалось умение работать с опорой на мнемо-таблицу при составлении описательных рассказов, пере-сказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.; дети связно, последовательно, грамматически пра-вильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотех-ники, обогатился словарный запас.

Повысился интерес детей к художественной лите-ратуре, что, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для современных дошкольников.

Повысилась компетентность в вопросах организа-ции и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы у родителей и педагогов.

Итоги реализации проекта  Результатом реализации проекта также явилось создание в дошкольном учреждении дополнительных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.  Мы убеждены, что, если в дальнейшей работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более об-щительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли.

Итоги реализации проекта

Результатом реализации проекта также явилось создание в дошкольном учреждении дополнительных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Мы убеждены, что, если в дальнейшей работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более об-щительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли.

Список используемых источников

Список используемых источников

  • 1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.
  • 2. Белоусова Л. Весёлые встречи. - СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2003.
  • 3. Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М.: «Просвещение»,1994.
  • 4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: «Просвещение»,1985.
  • 5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// «Воспитание и обучение».-2004.-№6.
  • 6. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009.
Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект: "Чудо мнемотехника"

Автор: Долгих Татьяна Николаевна, Струкова Людмила Александровна,

Дата: 26.09.2021

Номер свидетельства: 587496


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства