Просмотр содержимого документа
«Проект: "Чудо мнемотехника"»
Презентация проекта «Чудо мнемотехники» Использование метода мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возрастастаршая возрастная группа детей комбинированной направленности
Воспитатели: Долгих Т. Н.
Струкова Л. А.
Речевые трудности дошкольников
В ходе повседневной работы мы нередко наблюдаем следующее:
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Недостаточный словарный запас.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи
Плохая дикция.
Актуальность темы
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.
Приемы мнемотехники основываются на естественных механизмах памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать:
ассоциативное мышление
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
связную речь
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:
Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС.
Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию.
Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 г. –
май 2021 г.
Автор проекта : воспитатель старшей группы
По доминирующей деятельности : речевой
По количеству участников : групповой
Характер контактов : среди детей одной группы
Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихотворения.
В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза :
Активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.
Мнемотехника строится
от простого к сложному
мнемоквадрат
мнемодорожка
мнемотаблица
Мнемоквадрат
Мнемоквадрат- это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.
Мнемодорожка
Суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются:
Предметные картинки;
Силуэтные изображения;
Геометрические фигуры.
Мнемотаблицы –дидактический материал по развитию связной речи детей.
Используются для:
-обогащения словарного запаса,
-при обучении составлению рассказов ( по картине и серии картин, описательных и творческих рассказов)
-при пересказах художественной литературы,
-при отгадывании и загадывании загадок,
-при заучивании стихов.
Элементы схем, моделей
- предметные картинки
- силуэтные изображения
- геометрические фигуры
- планы и условные обозначения
- - приём фрагментарного
рассказывания
Для детей
младшего и
среднего дошколь-ного возраста необ-ходимо давать цветные
мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы:
лиса- рыжая, мышка-
серая, ёлочка- зелёная .
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы используются :
Для составления описательных рассказов
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов
При обозначении последовательности каких-либо действий
Составление рассказа о временах года .
При разучивании
стихотворений
пересказе сказок
11
При ознакомлении с художественной литературой
Он мокрый.Он холодный как мороженое. Часто идёт осенью. От него на земле появляются лужи. Он поливает траву, кусты, цветы и деревья. Люди от него прячутся под зонтом.
Составление памятки
Что нельзя делать в лесу?
Чего не бывает летом?
Мнемотаблицы при составлении творческих рассказов.
Этапы работы с мнемотаблицей на занятиях
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Пересказ по заданной теме.
Этапы работы с мнемотаблицами .
Замещение ключевых слов в предложениях значками-символами; зарисовка предметов и явлений природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда);
Самостоятельное, заполнение мнемотаблиц с помощью знаков- символов. Использовать схему-модель как план рассказа.
пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели. творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели.
творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели.
Закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Работа с родителями
Ознакомление с понятием «мнемотаблица», эффективности применения в развитии речи детей, разъяснение методики работы.
Самостоятельное, заполнение мнемотаблиц с помощью знаков- символов. Использование схем-моделей как плана рассказа.
пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели, творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели
пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели,
творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели
в домашних условиях
в домашних условиях
Итоги реализации проекта
Ожидаемые результаты оправдались. У детей сформировалось умение работать с опорой на мнемо-таблицу при составлении описательных рассказов, пере-сказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.; дети связно, последовательно, грамматически пра-вильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотех-ники, обогатился словарный запас.
Повысился интерес детей к художественной лите-ратуре, что, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для современных дошкольников.
Повысилась компетентность в вопросах организа-ции и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы у родителей и педагогов.
Итоги реализации проекта
Результатом реализации проекта также явилось создание в дошкольном учреждении дополнительных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Мы убеждены, что, если в дальнейшей работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более об-щительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли.
Список используемых источников
1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.
2. Белоусова Л. Весёлые встречи. - СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2003.
3. Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М.: «Просвещение»,1994.
4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: «Просвещение»,1985.
5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// «Воспитание и обучение».-2004.-№6.
6. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009.