kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение рисуночных методик в диагностических исследованиях, на занятиях в студии развивающего обучения "Эврика".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические тесты по рисункам детей можно использовать как отдельный, самостоятельный метод работы направленный на выполнение конкретных целей, а можно применять в качестве дополнительного источника информации о ребенке на этапе знакомства. 

Проводя психолого-педагогическую диагностику, я ставлю не только задачу выявить у ребенка какое – либо нарушение, но, главное, проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения.

   Результаты диагностических исследований позволяют выстроить грамотную программу коррекционной работы в течение года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение рисуночных методик в диагностических исследованиях, на занятиях в студии развивающего обучения "Эврика". »

Применение рисуночных методик  в диагностических исследованиях, на занятиях в студии

Применение рисуночных методик

в диагностических исследованиях,

на занятиях в студии " Эврика"

Психологические тесты

по рисункам детей

можно использовать как отдельный,

самостоятельный метод работы

направленный

на выполнение конкретных целей,

а можно применять в качестве

дополнительного

источника информации о ребенке

на этапе знакомства.

С целью определения динамики уровня развития детей была создана система учета достижений воспитанников:  карточки для диагностических бесед, тестовый материал, опросники, стимульный материал, карты индивидуального роста детей.  Мониторинг результативности воспитанников студии «Эврика» позволяет отслеживать положительную динамику.

С целью определения динамики уровня развития детей была создана система учета достижений воспитанников: карточки для диагностических бесед, тестовый материал, опросники, стимульный материал, карты индивидуального роста детей. Мониторинг результативности воспитанников студии «Эврика» позволяет отслеживать положительную динамику.

Для определения результативности провожу: вводное, текущее, итоговое диагностическое обследование детей с целью проверки уровня усвоения теоретического и практического курса программы с учетом возрастных особенностей воспитанников. Проводя психолого-педагогическую диагностику, я ставлю не только задачу выявить у ребенка какое – либо нарушение, но, главное, проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения.  Результаты диагностических исследований позволяют выстроить грамотную программу коррекционной работы в течение года.

Для определения результативности провожу: вводное, текущее, итоговое диагностическое обследование детей с целью проверки уровня усвоения теоретического и практического курса программы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Проводя психолого-педагогическую диагностику, я ставлю не только задачу выявить у ребенка какое – либо нарушение, но, главное, проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения.

Результаты диагностических исследований позволяют выстроить грамотную программу коррекционной работы в течение года.

Карта наблюдения и оценки индивидуального роста обученности

воспитанников студии «Эврика»

за 1 полугодие 2012 -2013 уч. года (промежуточная диагностика)

Ф.И.О.

1.

п/п

Педагог

Акопян Тигран Михайлович

Подвижность, поведенческие реакции

2.

3.

скован

Алёшина Валерия

Горбиль

Желание идти в школу

4.

Викторовна

расторможена

Ирина Ивановна

+

Воробьёв Владимир Денисович

Ориентировка в пространстве

подвижный

-

Графические навыки

Дорохов Игнат Васильевич

+

ГРУППА № 1

5.

+

-

уравновешен

Ересь Александра Андреевна

6.

- +

Классификация

7.

+

спокойная

-

+

Зрительное восприятие

Колодий Эвелина Александровна

-

-+

_

Слуховое восприятие

-

спокойная

-

-

8.

Косова Полина Денисовна

+

_

Кубасова Инесса Вадимовна

не усидчивая

9.

-

+

-

+

-+

-+

+

10.

спокойная

+

Москаленко Назар Николаевич

-+

-

+

Цветовосприятие

-+

11.

+

-

-+

-

Плаксин Матвей Игоревич

-+

не усидчив

-

Исследование мышления

+

Чунта Наталья Артём.

-

+

-+

-+

-

-

не усидчив

Кратковременная память (норма 5-6 сл.)

+

подвижная

-

+

+

-+

-+

-

+

4\6

-

Смысловая память(5 пар.)

-

+

-+

+

+

-

+

5\5

-

Пересказ

5\6

-+

-

+

+

-

-+

3\5

Звукобуквенный анализ

-

-

4\6

++

+

-+

+

-+

-

3\6

+

-

2\5

Коммуникация, психологические особенности

-

+

-

+

стеснительный, эмоц.восприим.

-+

5\6

-

2\5

-

-

-+

+

4\5

своенравная, обидчивая

4\6

+

+

_

+

-

_

-

-

общительный, не активен

3\5

4\6

+

общительный, нарушение речи

-

-

-

2\5

3\6

стеснительный, эмоц. лабильна

-

3\6

-+

4\5

-+

стеснительная, уступчивая

4\6

3\5

-

-

+

5\6

+

5\5

-

общительная, гипперактивная

+

4\5

застенчивая, покладистая

-

-+

-

жаждет похвалы, медлительный

лидер, гипперактивный

+

заикание, эмоциональная

(+) ВОЗРАСТНАЯ НОРМА, (+/-) НИЖЕ НОРМЫ, (-)«БЕДА»

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ, ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ВОСПИТАННИКОВ студии развивающего обучения «Эврика»

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ,

ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ ВОСПИТАННИКОВ

студии развивающего обучения «Эврика»

Мотивация к обучению и желание идти в школу воспитанников студии развивающего обучения «Эврика»

Мотивация к обучению и желание идти в школу воспитанников

студии развивающего обучения «Эврика»

Исследование познавательных процессов воспитанников студии развивающего обучения «Эврика»

Исследование познавательных процессов воспитанников

студии развивающего обучения «Эврика»

Зрительное и слуховое восприятие воспитанников  студии развивающего обучения «Эврика»

Зрительное и слуховое восприятие воспитанников

студии развивающего обучения «Эврика»

В своей работе использую следующие методики: 1) Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, по С.А.Банкову). 2) Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тесту Керна – Йирасека. 3) Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам. 4) Исследование уровня познавательных процессов. 5) Диагностико-прогностический скрининг 6) «Рисунок семьи»  и другие…

В своей работе использую следующие методики:

  • 1) Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, по С.А.Банкову).
  • 2) Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тесту Керна – Йирасека.
  • 3) Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам.
  • 4) Исследование уровня познавательных процессов.
  • 5) Диагностико-прогностический скрининг
  • 6) «Рисунок семьи»

и другие…

Рисуночные тесты

Рисуночные тесты

  • Через рисунок ребёнок проецирует свое внутреннее состояние, свои неосознанные чувства.
  • Рисование — это продуктивный вид деятельности, который нравится большинству детей.
  • Обстановка тестирования является менее официозной и, соответственно, ребёнок чувствует себя менее скованно.
  • Графические тесты могут проводиться многократно, не утрачивая при этом своего диагностического значения.
Образцы работ

Образцы работ

Рисунок Человека

Задание №1 Рисунок Человека

1 балл - у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (она не больше туловища). На голове — волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице — глаза, нос, рот. Верхние конеч­ности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.

2 балла - выполнение всех требований, как в оценке 1, кроме синтетического способа воображения (т. е. отдельно рисуется голова, туло­вище, к нему прикрепляются руки, ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла - у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности (руки и юга, ко­торые должны быть нарисованы двумя линиями). Отсутствуют уши, волосы, одеж­да, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла - примитивный рисунок головы с тулови­щем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией. 5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание №2 Срисовывание письменного текста.

1 балл — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Пред­ложение отклонено от горизонтальной ли­нии не более чем на 30 градусов.

2 балла — предложение можно прочитать, размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла — явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла — с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи. 5 баллов — каракули.

Задание № 3. Срисовка группы точек

1 балл — точное воспроизведение образца. Одна точ­ка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допу­скается не больше чем в полтора раза.

2 балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на по­ловину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла — рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.

4 балла — контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допу­скаются.

5 баллов — каракули.

Рисуночная методика   

Рисуночная методика  "Моя семья"

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

 

 

Инструкция испытуемому.

" Нарисуй, пожалуйста, свою семью " . Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово « семья » , так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, психолог должен просто повторить инструкцию.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут). При выполнении задания следует отметить в протоколе:

а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек; в) стирание деталей: г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции на их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1.   Скажи, кто тут нарисован? 2.   Где они находятся? 3.   Что они делают? 4.   Им весело или скучно? Почему? 5.   Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6.   Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать.

Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки).

При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например: « Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был? » , « Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой? » , « Кого мама позовет идти с собой? » и т.п.

Далее ребенку предлагается решить 6 ситуационных задач: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.

1.   Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой? 2.   Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3.   Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? 4.   Ты имеешь « N » билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома? 5.   Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6.   Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст его братьев, сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части:  1.   Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи . 2.  Расположение членов семьи. 3.  Анализ особенностей нарисованных фигур. 4.  Анализ процесса рисования.  Это для взрослого человека семья представляется как надежное и уютное место, где можно набраться сил, зарядится энергией, где всегда поймут, поддержат, где уважают, терпят и любят. А для малыша семья это весь мир, в котором всегда есть мама и папа, где ему спокойно и тепло.  Так пусть же настоящее богатство человечества будет у каждого ребенка – это настоящая семья. И пусть дети рисуют чистое небо и яркое солнце, своих родителей и себя, рядом с ними. Это чудесно и это правильно! .

Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части:

1.   Анализ структуры «Рисунка семьи» и сравнение состава нарисованной и реальной семьи .

2.  Расположение членов семьи.

3.  Анализ особенностей нарисованных фигур.

4.  Анализ процесса рисования.

Это для взрослого человека семья представляется как надежное и уютное место, где можно набраться сил, зарядится энергией, где всегда поймут, поддержат, где уважают, терпят и любят. А для малыша семья это весь мир, в котором всегда есть мама и папа, где ему спокойно и тепло.

Так пусть же настоящее богатство человечества будет у каждого ребенка – это настоящая семья. И пусть дети рисуют чистое небо и яркое солнце, своих родителей и себя, рядом с ними. Это чудесно и это правильно!

.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Горбиль Ирина Ивановна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства