Просмотр содержимого документа
«Применение ТРИЗ-технологии в игровой деятельности для развития логического мышления детей дошкольного возраста»
Актуальность
В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления дошкольников приобретает особую актуальность. Логическое мышление наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте
Цель:
развитие логического мышления детей дошкольного возраста через применение ТРИЗ-технологии в игровой деятельности
Объект исследования – возможности методов ТРИЗ, ее применения в повышении уровня логического мышления детей.
Предмет исследования – процесс повышения уровня логического мышления детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ
Задачи проекта:
Создать условия, стимулирующие практическую, игровую и познавательную деятельность дошкольников при формировании и развитии логического мышления.
Раскрыть роль ТРИЗ-технологии в формировании логического мышления детей дошкольного возраста.
Разработать комплекс педагогических методов и приёмов, повышающих эффективность развития логического мышления дошкольников.
Разработать систему использования игр ТРИЗ-технологии, развивающих логическое мышление старших дошкольников.
Разработать систему работы с родителями по развитию логического мышления с использованием элементов технологии ТРИЗ для дошкольников.
Выявить эффективность системы работы
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно - мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях
Игровые приемы:
Метод «Мозгового штурма».
Метод проб и ошибок.
Метод противоречий
Метод «Синектика».
Метод фокальных объектов.
Метод маленьких человечков.
Системный оператор.
Морфологический анализ
Все перечисленные методы реализуются поэтапно, в зависимости от степени подготовленности детей:
1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает (с помощью Игрушки-помощницы);
2 этап – действия взрослого дополняются детьми;
3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей;
4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.
Игра “Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга” Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств , других, случайно вы-бранных объектов . Его еще называют «методом случайных объектов» .
Рассмотрим несколько примеров.
Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то , что мы хотим усовершенствовать.
Совершенствуемый объект : стул.
Шаг 2. Выбираем случайные объекты
Случайные объекты : елка, олень, фонарь
Шаг 3. Выделить свойства случайных объектов .
Характерные свойства или признаки случайных объектов
1. Елка : колючая
2. Олень : рогатый
3. Фонарик : светящийся
Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту .
Новые сочетания
1. Стул колючий
2. Стул рогатый
3. Стул светящийся
Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций .
Новые идеи
• Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости
• Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей
Круги Луллия
«Соображалки»
Называть предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм.
Дидактическая игра « Назови сок, варенье»
В ходе игры дети учатся заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирают подходящее слово, согласовывают его с другими словами в предложении; подбирают прилагательные и согласовывают их с существительными в роде, числе, падеже.
Сок из яблок — яблочный, ... груш — грушевый,
... слив — сливовый,
... вишни — вишневый,
... лимонов — лимонный,
... абрикосов — абрикосовый,
... апельсинов — апельсиновый,
... персиков — персиковый,
... фруктов — фруктовый,
... мандаринов — мандариновый.
….банана - банановый
….граната — гранатовый
…ананаса - ананасовый
…персика — персиковый
…..кокоса - кокосовый
Библиографический список
Альтшуллер, Г.С.Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся. Новые ценности образования: ТИРЗ-педагогика/Г.С. Альтшуллер//Новосибирск: Наука, 1991. – 225 с.
Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности/Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин//Минск: «Беларусь», 1994. – 269 с.
Амосов, Н.М. Алгоритмы разума/Н.М. Амосов.– Киев: НАУКОВА ДУМКА. 1979.– 225 с.
Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов/ О. С. Ахманова. – М.: Энциклопедия, 1966. – 608 с.
Береславский, Л.Я. Современные игровые методики развития интеллекта/Л.Я. Береславский. – Издательство: Школьная пресса, 2010. – 80 с.
Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Память и мышление/П.П. Блонский. – Т.2. – М., 1979. – 341с.
Большой психологический словарь/ Под.ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.