kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение ТРИЗ-технологии в игровой деятельности для развития логического мышления детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация содержит цели и задачи долгосрочного педагогического предмета с использование методов триз технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение ТРИЗ-технологии в игровой деятельности для развития логического мышления детей дошкольного возраста»

Актуальность В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления дошкольников приобретает особую актуальность. Логическое мышление наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте

Актуальность

В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления дошкольников приобретает особую актуальность. Логическое мышление наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте

Цель:   развитие логического мышления детей дошкольного возраста через применение ТРИЗ-технологии в игровой деятельности  

Цель:

развитие логического мышления детей дошкольного возраста через применение ТРИЗ-технологии в игровой деятельности

 

Объект исследования  – возможности методов ТРИЗ, ее применения в повышении уровня логического мышления детей. Предмет исследования  – процесс  повышения уровня логического мышления детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ

Объект исследования  – возможности методов ТРИЗ, ее применения в повышении уровня логического мышления детей.

Предмет исследования  – процесс  повышения уровня логического мышления детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ

Задачи проекта:

Задачи проекта:

  • Создать условия, стимулирующие практическую, игровую и познавательную деятельность дошкольников при формировании и развитии логического мышления.
  • Раскрыть роль ТРИЗ-технологии в формировании логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Разработать комплекс педагогических методов и приёмов, повышающих эффективность развития логического мышления дошкольников.
  • Разработать систему использования игр ТРИЗ-технологии, развивающих логическое мышление старших дошкольников.
  • Разработать систему работы с родителями по развитию логического мышления с использованием элементов технологии ТРИЗ для дошкольников.
  • Выявить эффективность системы работы
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия  вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х.  годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно -  мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.   Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».          В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение. ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия  вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х.  годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно -  мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.   Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

         В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях

Игровые приемы:

Игровые приемы:

  • Метод «Мозгового штурма».
  • Метод проб и ошибок.
  • Метод противоречий
  • Метод «Синектика».
  • Метод фокальных объектов.
  • Метод маленьких человечков.
  • Системный оператор.
  • Морфологический анализ
Все перечисленные методы реализуются поэтапно, в зависимости от степени подготовленности детей: 1 этап  – педагог сам рассказывает и показывает, что делает (с помощью Игрушки-помощницы); 2 этап  – действия взрослого дополняются детьми; 3 этап  – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей; 4 этап  – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.

Все перечисленные методы реализуются поэтапно, в зависимости от степени подготовленности детей:

1 этап  – педагог сам рассказывает и показывает, что делает (с помощью Игрушки-помощницы);

2 этап  – действия взрослого дополняются детьми;

3 этап  – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей;

4 этап  – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала” Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое” Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга” Хорошо –  из книг узнаешь много интересного . . .  Плохо –  они быстро рвутся . . . и т.д.) Игра “Наоборот” или “перевертыши”  (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...) Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов Пример  “Помоги Золушке” Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга” Хорошо –  из книг узнаешь много интересного . . .  Плохо –  они быстро рвутся . . . и т.д.)

Игра “Наоборот” или “перевертыши”  (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример  “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Метод фокальных объектов  (МФО)  – это  метод  поиска новых идей путем присоединения к исходному  объекту свойств , других, случайно вы-бранных  объектов . Его еще называют  « методом случайных объектов » . Рассмотрим несколько примеров. Шаг 1. Выбираем  фокальный объект – то , что мы хотим усовершенствовать. Совершенствуемый  объект : стул. Шаг 2. Выбираем случайные  объекты Случайные  объекты : елка, олень, фонарь Шаг 3. Выделить свойства случайных  объектов . Характерные свойства или признаки случайных  объектов 1. Елка : колючая 2. Олень : рогатый 3. Фонарик : светящийся Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному  объекту . Новые сочетания 1. Стул колючий 2. Стул рогатый 3. Стул светящийся Шаг 5. Полученные варианты  развиваем путём ассоциаций . Новые идеи • Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости • Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

Метод фокальных объектов  (МФО)  – это  метод  поиска новых идей путем присоединения к исходному  объекту свойств , других, случайно вы-бранных  объектов . Его еще называют  « методом случайных объектов » .

Рассмотрим несколько примеров.

Шаг 1. Выбираем  фокальный объект – то , что мы хотим усовершенствовать.

Совершенствуемый  объект : стул.

Шаг 2. Выбираем случайные  объекты

Случайные  объекты : елка, олень, фонарь

Шаг 3. Выделить свойства случайных  объектов .

Характерные свойства или признаки случайных  объектов

1. Елка : колючая

2. Олень : рогатый

3. Фонарик : светящийся

Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному  объекту .

Новые сочетания

1. Стул колючий

2. Стул рогатый

3. Стул светящийся

Шаг 5. Полученные варианты  развиваем путём ассоциаций .

Новые идеи

• Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

• Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

Круги Луллия

Круги Луллия

«Соображалки» Называть предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм.

«Соображалки»

Называть предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм.

Дидактическая игра « Назови сок, варенье »  В ходе игры дети учатся заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирают подходящее слово, согласовывают его с другими словами в предложении; подбирают прилагательные и согласовывают их с существительными в роде, числе, падеже. Сок из яблок — яблочный,  ... груш — грушевый, ... слив — сливовый, ... вишни — вишневый, ... лимонов — лимонный, ... абрикосов — абрикосовый, ... апельсинов — апельсиновый,  ... персиков — персиковый,  ... фруктов — фруктовый, ... мандаринов — мандариновый.  … .банана - банановый    … .граната — гранатовый … ананаса - ананасовый   … персика — персиковый   … ..кокоса - кокосовый       

Дидактическая игра « Назови сок, варенье »

В ходе игры дети учатся заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирают подходящее слово, согласовывают его с другими словами в предложении; подбирают прилагательные и согласовывают их с существительными в роде, числе, падеже.

Сок из яблок — яблочный, ... груш — грушевый,

... слив — сливовый,

... вишни — вишневый,

... лимонов — лимонный,

... абрикосов — абрикосовый,

... апельсинов — апельсиновый,

... персиков — персиковый,

... фруктов — фруктовый,

... мандаринов — мандариновый.

.банана - банановый

.граната — гранатовый

ананаса - ананасовый

персика — персиковый

..кокоса - кокосовый

 

 

Библиографический список

Библиографический список

  • Альтшуллер, Г.С.Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся. Новые ценности образования: ТИРЗ-педагогика/Г.С. Альтшуллер//Новосибирск: Наука, 1991. – 225 с.
  • Альтшуллер, Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности/Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин//Минск: «Беларусь», 1994. – 269 с.
  •   Амосов, Н.М. Алгоритмы разума/Н.М. Амосов.– Киев: НАУКОВА ДУМКА. 1979.– 225 с.
  •   Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов/ О. С. Ахманова. – М.: Энциклопедия, 1966. – 608 с.
  •   Береславский, Л.Я. Современные игровые методики развития интеллекта/Л.Я. Береславский. – Издательство: Школьная пресса, 2010. – 80 с.
  • Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Память и мышление/П.П. Блонский. – Т.2. – М., 1979. –  341с.
  •   Большой психологический словарь/ Под.ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
БЛАГОДАРЮ  ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ

ВСЕХ

ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Мухамбеталиева Асия Уликановна

Дата: 28.12.2021

Номер свидетельства: 596475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства